«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Капитальный ремонт без резерва

Капитальный ремонт без резерва
Не так давно судьи*(1) пришли к выводу, что компания, создавшая резерв на ремонт основных средств, вправе учитывать затраты на капитальный ремонт имущества как прочие расходы, в отношении которых резерв не создавался. Чиновники против такого подхода.

По недавнего времени списать расходы на капитальный ремонт и в бухгалтерском, и в налоговом учете можно было двумя способами:

— за счет средств резерва;
— посредством включения в состав текущих расходов.
Однако начиная с 2011 года в связи с внесением изменений в ряд нормативно-правовых актов резерв на ремонт основных средств в бухгалтерском учете не формируется*(2).

Списание затрат без резерва

В налоговом учете компании по-прежнему вправе использовать оба способа учета ремонтных затрат. Вопрос только в том, можно ли эти способы применять одновременно, или фирма вправе воспользоваться только одним из них, закрепив свой выбор в учетной политике.

Чиновники в этом случае утверждают, что компания не может одновременно создавать в целях налогообложения резерв под предстоящие ремонты для особо сложных видов основных средств и списывать затраты по ремонту в составе прочих расходов по остальным видам основных средств*(3).

У судей нет единого мнения.

Так, еще в 2005 году Президиум ВАС РФ в одном из своих постановлений *(4) указал, что при определении размера резерва следует учитывать стоимость всех основных средств фирмы. Налоговый кодекс не предусматривает создания резервов в зависимости от видов ремонта. Поэтому если фирма создает резерв предстоящих расходов на ремонт, то все виды ремонта основных средств нужно производить исключительно за счет данного резерва (текущий, долгосрочный).

Позиция Президиума впоследствии нашла отражение в решениях других судов*(5). Примером решения, принятого в пользу компаний, является недавнее постановление Поволжского округа*(6). По мнению инспекции, в ситуации, рассматриваемой судом, фирма неправомерно отнесла затраты на ремонт основных средств не за счет созданного резерва.

Однако судьи не приняли во внимание этот довод контролеров, указав, что резерв был создан для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта конкретных объектов и его средства не могут быть использованы для ремонта других объектов. При этом закон не ограничивает списание расходов на ремонт суммой созданного резерва.

Поэтому арбитры пришли к выводу, что затраты на капитальный ремонт основных средств, под которые не создавался такой резерв, могут быть учтены как прочие расходы и быть признаны для целей налогообложения в том периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Проблема со списанием затрат на капитальный ремонт в периоде его осуществления может возникнуть у фирмы только в том случае, если у нее одновременно создан резерв на ремонт.

Классифицировать затраты

Основная проблема, которая чаще всего подстерегает фирму при проведении работ, — это классификация затрат по восстановлению основных средств (капитальный ремонт или модернизация (реконструкция)). Правильно квалифицировать выполненные работы очень важно, поскольку расходы, связанные с реконструкцией (модернизацией), являются капитальными и на затраты не могут быть отнесены.

И так как ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не дают конкретного перечня работ, которые следует относить к реконструкции или ремонту, то при квалификации произведенных работ между инспекторами и компаниями возникает множество споров. Контролеры в ходе проверок знакомятся не только с текстом договора, но и с фактическим содержанием выполненных работ. В некоторых случаях может быть проведена строительно-техническая экспертиза с привлечением специалистов или специализированных независимых фирм, по результатам которой выдается заключение о характере выполненных работ.

Тем не менее нередко спор разрешается только в суде*(7).

Бухгалтерский учет

Затраты на капитальный ремонт для целей бухгалтерского учета отражают в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в т.ч. арендованных)*(8).
Признать затраты на восстановление объекта можно по завершении работ, на дату подписания акта о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N OС-3) *(9), в размере фактических затрат.

Пример
Фирма решила сделать капитальный ремонт здания. Часть работ предполагается осуществить своими силами, часть — силами подрядной организации. Были приобретены материалы на сумму 708 000 руб. (в т.ч. НДС — 108 000 руб.). Другие расходы, в частности на оплату труда работников, занятых при проведении капремонта, страховые взносы, составили 150 000 руб. Стоимость подрядных работ — 295 000 руб. (в т.ч. НДС — 45 000 руб.).

Материалы, приобретенные для ремонта, принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС)*(10).

В бухгалтерском учете сделаны проводки:
Дебет 10 Кредит 60
— 600 000 руб. — оприходованы материалы;
Дебет 19 Кредит 60
— 108 000 руб. — учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
— 708 000 руб. — оплачены материалы;
Дебет 23 Кредит 10
— 600 000 руб. — списана стоимость материалов, использованных для ремонта;
Дебет 23 Кредит 70, 69
— 150 000 руб. — начислена зарплата и страховые взносы;
Дебет 20 Кредит 23
— 750 000 руб. (600 000 +150 000) — признаны расходы на капитальный ремонт;
Дебет 20 Кредит 60
— 250 000 руб. — отражена задолженность перед подрядчиком;
Дебет 19 Кредит 60
— 45 000 руб. — учтен НДС;
Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19
— 153 000 руб. (108 000 + 45 000) — НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
— 295 000 руб. — произведены расчеты с подрядчиком.

Е. Титова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
член Палаты налоговых консультантов
«Актуальная бухгалтерия», N 6, июнь 2012 г.

*(1) пост. ФАС ПО от 07.02.2012 N А-65-6806/2011
*(2) подп. 17 п. 1, подп. 12 п. 7 приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н
*(3) п. 1 письма Минфина России от 19.07.2006 N 03-03-04/1/588
*(4) пост. Президиума ВАС РФ от 05.04.2005 N 14184/04
*(5) пост. ФАС ПО от 18.08.2011 N Ф06-6593/11 (определением ВАС РФ от 16.02.2012 N ВАС-16387/11 отказано в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС ЗСО от 14.09.2009 N Ф04-5537/2009 (19543-А27-25)
*(6) пост. ФАС ПО от 07.02.2012 N А-65-6806/2011
*(7) пост. ФАС ВВО от 12.08.2011 N Ф01-3181/11, от 01.02.2010 N А17-5953/2008, ФАС МО от 14.09.2009 N КА-А40/8093-09, от 18.01.2007 N КА-А40/13128-06-2
*(8) п. 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(9) утв. пост. Госкомстата России от 21.01.2003 N 7
*(10) пп. 2, 5, 6 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н