Гарант-Сервис

Звоните нам:
8-800-350-7643
Получите полный доступ бесплатно на 3 дня

Тема: Разъяснения последних ключевых новаций земельного и смежного законодательства

Программа семинара 1. Федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ 2. Федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ 3. Федеральный закон от 02.08.2019 № 267-ФЗ 4. Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ. 5. Федеральный закон от 27.12.2019 № 472-ФЗ. 6. Федеральный закон от 02.08.2019 № 283-ФЗ. 7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ. 8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 264-ФЗ. 9. Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ. 10. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ. 11. Новый статус и полномочия Росреестра с 2020 года. 12. Реальные к скорому принятию законопроекты о земле, недвижимости, сведениях ЕГРН. 13. Ответы на вопросы участников Всероссийского спутникового онлайн-семинара. Скачать раздаточный материал Спикер Мазуров Алексей Валерьевич К.ю.н., эксперт по земельному и смежному законодательству ООО \'\'Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского\'\'
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Предоставление освобождения от «ввозного» НДС по условно выпущенным товарам
Предоставление освобождения от «ввозного» НДС по условно выпущенным товарам
Какие ограничения установлены в отношении предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС по товарам, ввозимым иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями? Как долго необходимо соблюдать ограничения по пользованию и распоряжению товарами, условно выпущенными на таможенную территорию РФ? Какие налоговые последствия ожидают организацию в случае нецелевого использования таких товаров?

Условно выпущенные товары

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 200 ТК ТС товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, считаются условно выпущенными.

Условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Они имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем. Статус товаров Таможенного союза они приобретают после того, как исполнена обязанность по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем, и до его снятия оборот таких товаров невозможен.

Условия освобождения

На основании п. 4 Порядка*(1), вступившего в силу 18.08.2011, товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными актами государства — члена Таможенного союза.

Нормативным правовым актом РФ, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, является Постановление Правительства РФ N 883*(2).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 883 товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они:
— не являются подакцизными;
— относятся к основным производственным фондам;
— ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Примечание. Постановление Правительства РФ N 883 применяется в части, не противоречащей ТК ТС и Порядку.

В случае реализации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством (п. 2 Постановления Правительства РФ N 883).

С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» (далее — Соглашение) допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала. Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается Комиссией Таможенного союза (п. 3 ст. 6 Соглашения).

Согласно абз. 3 п. 4 Порядка с 18.08.2011 введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены:
— выход иностранного инвестора из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных платежей;
— совершение этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо передача таких товаров во временное пользование.

В случае несоблюдения ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных платежей подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством.

Переходный период не предусмотрен

По разъяснениям ФТС, если действия, нарушающие ограничения, установленные абз. 3 п. 4 Порядка, имели место после вступления данного порядка в силу, в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18.18.2011, таможенный контроль в отношении условно выпущенных товаров осуществляется с учетом требований, установленных абз. 3 п. 4 Порядка.

Порядок не содержит переходных положений в отношении товаров, выпущенных условно и находящихся под таможенным контролем, в случаях выхода иностранного лица из состава учредителей организации или передачи товаров во временное пользование до вступления в силу такого решения. В связи с этим таможенный контроль в отношении данных товаров производится в части выполнения условий, установленных п. 2 Постановления Правительства РФ N 883, без учета положений абз. 3 п. 4 Порядка (Письмо ФТС России от 28.05.2012 N 23-20/26488).

О сроке, по истечении которого прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренный пп. 2 п. 3 ст. 211 ТК ТС.

По мнению ФТС, предусмотренный пп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС срок, по истечении которого прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисляется со дня, следующего за днем помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Применительно к товарам, выпущенным условно в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов до вступления в силу ТК ТС, данный срок исчисляется с даты вступления в силу ТК ТС, то есть с 01.07.2010 (Письмо от 12.08.2010 N 05-13/39454).

Как обстоят дела на практике?

Какие спорные ситуации возникают при проведении таможенных проверок по вопросу соблюдения порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами, по которым предоставлены льготы и преференции по уплате таможенных пошлин, налогов и которые декларированы на таможне как вклад в уставный капитал? Рассмотрим на конкретных примерах, взятых из судебной практики.

Долгосрочная аренда

В связи с тем, что за исключением реализации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, иных ограничений по использованию оборудования действующее законодательство не устанавливало, оборудование, ввозимое с 1999 года как вклад в уставный капитал, организация сдавала в аренду. Для чего было заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого являлось долгосрочное использование деревообрабатывающего технологического имущества и оборудования, заявленного в качестве вклада иностранных учредителей в уставный капитал общества. Срок действия указанного соглашения, учитывающий результаты технического осмотра на предмет оценки потенциала оборудования и максимально возможного срока его использования, был определен как 15 лет — до 01.03.2017.

В рамках указанного соглашения начиная с 01.01.2003 как ввезенное по состоянию на 01.01.2003, так и ввозимое после этой даты оборудование находится у ОАО на праве аренды, которое подтверждается переоформляемым ежегодно в письменной форме соответствующим договором. Дополнительными соглашениями к договору аренды вносились изменения лишь в сроки действия договора. Фактического перемещения оборудования не осуществлялось. Оборудование является стационарным и находится в производственном помещении ОАО. При этом новой передачи оборудования по договору от 19.12.2011 не было. Данное оборудование, кроме первоначальной передачи в аренду ОАО в 1999 году, никому не передавалось, не возвращалось, в 2011 году не принималось.

В ходе проведения внеплановой выездной таможенной проверки таможенный орган посчитал действия организации по переоформлению в 2011 году договора с ОАО действиями по новой передаче в арендное пользование условно выпущенных товаров, ввозимых иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, что, по мнению таможенного органа, является нарушением абз. 3 п. 4 Порядка.

Однако судьи указали, что Порядок не содержит переходных положений в отношении товаров, выпущенных условно и находящихся под таможенным контролем, в случае передачи таких товаров во временное пользование до вступления в силу указанного решения. В связи с чем таможенный контроль в отношении таких товаров производится в части выполнения условий, установленных п. 2 Постановления Правительства РФ N 833, без учета положений абз. 3 п. 4 Порядка (Постановление ФАС ПО от 13.08.2013 N А72-1120/2013).

Передача оборудования по агентскому договору

В целях создания терминальной сети, необходимой для осуществления деятельности по проведению негосударственных региональных тиражных лотерей, на основании решений единственного участника общества (австрийской компании) об увеличении уставного капитала общества за счет дополнительного вклада участника путем внесения имущества (лотерейных терминалов) общество ввезло на территорию РФ лотерейный терминал KeWin micro. Указанный товар 25.05.2009 задекларирован и 26.05.2009 выпущен условно с освобождением от уплаты таможенной пошлины в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 883.

Впоследствии, 15.11.2010, общество заключило агентский договор, по условиям которого агент обязался от имени общества (принципал) реализовать лотерейные билеты. Для осуществления указанной деятельности принципал передал агенту по акту приема-передачи лотерейного оборудования от 06.12.2012 терминал KeWin micro.

В связи с поступившим 13.06.2013 в таможенный орган заявлением общества о снятии с учета условно выпущенного товара (терминала KeWin micro), списанного с баланса по причине неремонтопригодности вследствие произошедшего пожара, таможенный орган провел камеральную таможенную проверку общества по вопросу соблюдения порядка пользования либо распоряжения указанным условно выпущенным товаром, при декларировании которого предоставлены льготы по уплате таможенной пошлины.

В ходе проверки таможенный орган пришел к выводу о несоблюдении обществом порядка пользования (распоряжения) условно выпущенным товаром (терминалом KeWin micro), ввезенным в качестве вклада в уставный капитал общества, в связи с передачей спорного терминала агенту по договору от 15.11.2010. По итогам рассмотрения результатов проверки таможенный орган вынес решение об отказе обществу в предоставлении льготы по уплате таможенной пошлины при декларировании данного товара.

Однако суды признали, что передача имущества агенту для целей осуществления продажи лотерейных билетов от имени и в интересах общества не является реализацией товара, а также передачей имущества по договору безвозмездного пользования. Таким образом, ограничения, предусмотренные как Постановлением Правительства РФ N 883, так и Порядком, общество не нарушило. В итоге судьи пришли к выводу, что обязанность по уплате таможенных пошлин у общества не возникла (Постановление ФАС УО от 12.03.2014 N Ф09-870/14).

Не спешите уничтожать товар без ведома таможенного органа

Транспортер механизированный, ввезенный обществом как вклад в уставный капитал, списан вследствие полного физического износа и непригодности к эксплуатации и реализации. Металлолом, оставшийся от транспортера в количестве 100 кг, оприходован 26.11.2010 на счете 10.6 на сумму 580 руб.; 07.11.2012 в карточке счета 10.6 «Металлолом» за период с 01.01.2010 по 29.11.2012 отражена реализация металлолома — сделана бухгалтерская проводка Дебет 91.2 Кредит 10.6.

По результатам таможенной проверки было вынесено решение об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении условно выпущенного товара (транспортера механизированного) в связи с несоблюдением ограничений по использованию или распоряжению указанным товаром (ввозная таможенная пошлина — 43 330,25 руб., НДС — 181 987,05 руб.).

Примечание. Уничтожение — таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 307 ТК ТС).

Общество обратилось в суд для признания данного решения недействительным, ссылаясь на то, что реализации ввезенного оборудования не было, осуществлено его уничтожение в связи с физическим износом. Следовательно, отсутствовало нецелевое использование оборудования.

Однако арбитры отказали обществу в удовлетворении данного требования на основании следующего.
В силу п. 2 ст. 200 ТК ТС условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Согласно п. 1 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию ТС товары находятся под таможенным контролем до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства или уничтожения либо до фактического вывоза с таможенной территории ТС.

Пунктом 3 ст. 96 ТК ТС установлено, что товары, указанные в п. 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты).

Согласно п. 2 ст. 309 ТК ТС отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в таком состоянии. Ранее аналогичная норма содержалась в Таможенном кодексе РФ (ст. 247).

Таким образом, общество, не имея права распоряжаться условно выпущенными товарами, произвело их списание, а затем реализовало как металлолом, не уплатив таможенные платежи, и получило при этом прибыль, что подтверждается документами (накладные на отпуск материалов на сторону, приемо-сдаточные акты), свидетельствующими о переходе права собственности на металлолом к другому лицу на возмездной основе.

Кроме того, списание условно выпущенного товара со ссылкой на непригодность его к дальнейшей эксплуатации произведено без ведома таможенного органа, поскольку общество не обращалось в таможенный орган в целях изменения таможенного режима условно выпущенного товара на режим уничтожения.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае списание основных средств и дальнейшая их реализация под иным наименованием свидетельствует о выбытии с баланса организации этих товаров как основных средств, что свидетельствует о нарушении целевого использования условно выпущенных товаров. При этом согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 883 в случае реализации товаров таможенные пошлины, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска, уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством РФ (Постановление ФАС ПО от 13.08.2013 N А72-1120/2013).
О.А. Мазур,
эксперт журнала «Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения»

«Актуальная бухгалтерия», N 9, май 2014 г.


*(1) Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728.
*(2) Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».