«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Онлайн-кассы: основные проблемы переходного периода и варианты их решения

Валерия Зеновина

Онлайн кассы: основные проблемы переходного периода и варианты их решенияУже с 1 июля текущего года большинство предприятий и ИП, применяющих контрольно-кассовую технику, будут обязаны передавать фискальные данные в налоговые органы через онлайн-кассы (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 290-ФЗ).

Исключения касаются тех, кто ранее не был обязан применять ККТ, то есть это ИП, использующие патентную систему налогообложения, плательщики ЕНВД, а также бизнесмены, осуществляющие определенные виды деятельности, например, те, кто владеет автостоянками, оказывает услуги по мойке машин и другие (ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Такие предприниматели и организации могут не применять ККТ нового образца, но вместо этого должны выдавать по требованию покупателя товарный чек или квитанцию. Данное правило будет действовать до 1 июля 2018 года, а затем единый порядок применения онлайн-касс должен распространиться на всех.

Что интересно, саму идею использования онлайн-касс поддерживают и профессиональное сообщество, и общественные организации. В частности, они указывают, что подобного рода администрирование поможет эффективно защитить права потребителей. Однако уже сейчас предприниматели жалуются на ряд проблем, с которыми они сталкиваются в процессе реализации реформы. Рассмотрим их подробнее.

Дефицит фискальных накопителей

Фискальный накопитель – это программно-аппаратное шифровальное средство защиты фискальных данных. Оно позволяет записывать такие данные в некорректируемом виде и хранить их, а также предусматривает возможность шифрования сведений (ст. 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»; далее – закон о ККТ).

Как рассказал порталу ГАРАНТ.РУ генеральный директор ООО «ПИОНЕР ИНЖИНИРИНГ» Роман Романов, фискальная память представляет собой некий аналог флеш-карты. То есть фискальные данные сохраняются не в самом кассовом аппарате, а на отдельном устройстве. В дальнейшем сведения от налогоплательщика в неизмененном виде должны поступать оператору фискальных данных (ОФД), а от него – в ФНС России (ч. 2 ст. 4.5 закона о ККТ).

Вы уже подключили онлайн-кассу в соответствии с 54-ФЗ?
Заключите договор на обработку фискальных данных с ОФД Электронный Экспресс в составе ИПО ГАРАНТ.

Оставить заявку

В настоящее время наблюдается дефицит таких фискальных накопителей. На это, в частности, указал директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Андрей Дубаков в ходе круглого стола, который прошел в апреле текущего года в ОП РФ. Это связывается с тем, что изначально в реестре изготовителей таких устройств была зарегистрирована только одна организация. И сегодня, по данным специалистов, фискальных накопителей произведено почти в 10 раз меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках таких устройств доходят до трех месяцев.

В то же время отсутствие достаточного количества фискальных накопителей может оказаться временным явлением. Так, по словам начальника отдела методологии автоматизированного контроля учета выручки Управления оперативного контроля ФНС России Александра Сорокина, в реестр изготовителей сейчас включено уже три организации, которые производят фискальные накопители. А по состоянию на середину апреля текущего года было изготовлено уже 562 тыс. единиц таких устройств. Правда, примерно половина из них еще не зарегистрирована в реестре фискальных накопителей, в котором должны содержаться сведения о каждом изготовленном экземпляре, но уже присутствует на рынке.

В то же время, пока дефицит фискальных накопителей существует, он порождает другую проблему – растут цены оснащения бизнеса онлайн-кассами в целом.

Цена вопроса

Цены на онлайн-кассы «под ключ», если считать стоимость всех комплектующих и их установки, различаются в зависимости от региона и вида бизнеса. Так, например, предпринимателям, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги, необходимо приобрести непосредственно контрольно-кассовую машину (13 тыс. руб. во Владимирской области, 7,8 тыс. руб. в Москве за аналогичную кассу) и фискальный накопитель (6 тыс. руб.). Но из-за дефицитности последних бизнесмены подчас вынуждены приобретать устройства у частников, по объявлениям, и в таких случаях цена кассы, по словам Романа Романова, может составлять от 30 до 50 тыс. руб.

Более того, фискальные накопители несовместимы с кассами старого образца, а значит, предпринимателям, которые использовали такие кассы, нужно покупать новые аппараты, дополнительно оплатив подключение и обновление программного обеспечения, которое используется на предприятиях торговли.

Бизнесменам следует учесть и то, что сами накопители имеют свой срок службы. Срок действия 13 месяцев является предельным (для отдельных категорий налогоплательщиков, например, использующих патентную систему налогообложения, он составляет 36 месяцев), а значит, по его истечении нужно будет проводить замену устройства и регистрировать новый фискальный накопитель в налоговых органах (абз. 2 п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»; далее – закон о ККТ). В то же время, по данным общественников, эта проблема может быть устранена путем увеличения объема памяти данного оборудования.

Кроме того, в общие затраты на онлайн-кассу нужно включить расходы по обслуживанию оборудования, которые могут доходить до 19,8 тыс. руб. в год. Сюда входят, например, услуги интернет-провайдера и тариф ОФД. Для регистрации кассы через сайт nalog.ru потребуется еще и усиленная квалифицированная электронная подпись – за ее приобретение также необходимо заплатить.

С другой стороны, по оценке ФНС России, благодаря новой системе граждане могут не обращаться в центры технического обслуживания и соответственно не платить за услуги по установке и техобслуживанию кассы, так как вправе производить такие действия самостоятельно. Но предприниматели и производители касс указывают на сложности при подключении ККТ и ее дальнейшем обеспечении. Отмечается, что многие предприниматели ни разу не сталкивались с подобного рода техникой. Следовательно, дополнительные расходы все равно потребуются некоторым бизнесменам на оплату услуг специалистов по установке онлайн-касс. По словам члена ОП РФ Виктора Ермакова, сегодня стоимость такой услуги варьируется от 57 до 120 тыс. руб. за одну кассу.

Эксперты констатируют, что в условиях сложной экономической ситуации бизнес (особенно малый) испытывает трудности, и новый порядок для него является дополнительной нагрузкой. При этом отдельные предприниматели получают сверхприбыль за реализацию оборудования и установку ККТ нового образца.

Для снижения финансовой нагрузки на предпринимателей предлагаются различные способы. Так, например, общественники выступают за разработку и запуск специальной программы по льготному кредитованию на приобретение новой ККТ и субсидирование банковской процентной ставки по таким кредитам. Наряду с этим они считают необходимым компенсировать затраты на приобретение касс тем предпринимателям, которые не были обязаны использовать их ранее.

На итоговую цену кассы может повлиять и отказ от использования фискальных накопителей в принципе. По мнению производителя ККТ, сам кассовый аппарат можно запрограммировать на защиту данных, не используя накопитель. Кроме того, он отметил, что использование онлайн-системы и так не позволяет менять налоговые сведения – чеки в неизмененном виде отправляются к посреднику, то есть к ОФД.

Определенные меры разрабатываются и на государственном уровне. Еще в ноябре прошлого года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект1, которым, в том числе, предлагается разрешить некоторым налогоплательщикам уменьшить налог на расходы, связанные с приобретением ККТ нового образца. Но это коснется только ИП, применяющих патентную систему налогообложения, и плательщиков ЕНВД. К тому же сумма, на которую можно будет уменьшить налог, в случае одобрения данной инициативы, не сможет превышать 18 тыс. руб. на единицу техники. Помимо этого, как уточнил представитель ФНС России, такая техника должна быть приобретена в течение 2018 года. В настоящее время законопроект прошел первое чтение и готовится ко второму.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Владимирской области Дмитрий Третьяков считает, что размер данной компенсации в форме налогового вычета необходимо дополнительно обсудить, так как в действительности для среднего участника рынка приобрести кассу с учетом всех дополнительных расходов невозможно и за 30 тыс. руб. Он также указал, что предпринимателям нужно предоставить возможность отсрочки или рассрочки оплаты кассы за определенный отчетный период, например, за год.

Сроки реализации реформы

Дефицит фискальных накопителей породил и другую проблему – некоторые предприниматели могут не успеть подключить кассы до 1 июля. По оценке Андрея Дубакова, реформа задерживается, и текущая ситуация не изменится, даже если на рынке действуют три производителя устройств. Основываясь на выборке данных по 12 регионам, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский сообщил, что кассы поменяли только от 10 до 30% предпринимателей.

В то же время такие статистические сведения относятся преимущественно к представителям малого и среднего бизнеса, а пик нагрузки на них придется, предположительно, в последние дни перед вступлением в силу новых норм, то есть ближе к 1 июля. При этом крупные компании, по словам представителя ФНС России, уже приобрели кассы нового образца, отгрузили их на склады и выстроили бизнес-процесс.

Отметим, что ФНС и Минфин России уже предложили решение для субъектов другого специального режима применения ККТ. Речь идет о предпринимателях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, которые заказали аппараты и фискальные накопители, но не смогли получить их в срок. Напомним, на них обязательное требование о применении ККТ распространяется уже с 31 марта 2017 года (п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разъяснено, что предприниматель, который заранее заключил договор поставки фискального накопителя, не подлежит административной ответственности, если ККТ у него пока не установлена (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 марта 2017 года № 03-01-15/17554). Такой подход объясняется тем, что в данной ситуации бизнесмен принял все меры, чтобы соблюсти требования законодательства, но необходимое оборудование по независящим от него причинам не получил.

Несмотря на то, что сроки реформы удается соблюсти не всем, эксперты сходятся во мнении, что переносить их нет смысла. Как отметил член ОП РФ Артём Кирьянов, если сроки будут неоднократно сдвигаться, это негативно повлияет на предпринимательское сообщество – бизнесмены решат, что можно в принципе ничего не делать для реализации реформы. С этим согласен и руководитель приемной аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Игорь Корзенков. Он подчеркнул, что при реализации реформы нужно не отменять ее или переносить сроки, а смягчить действие отдельных положений законодательства о ККТ. Имеются в виду в том числе нормы, устанавливающие штрафы за неисполнение требований об установке ККТ.

Санкции за неприменение ККТ

В соответствии с действующим законодательством применение ККТ, которая не соответствует установленным законом требованиям, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб., а на организации – предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП). Наказуемым также является неприменение ККТ, если это обязательно в силу закона, а также ненаправление организацией или ИП при применении ККТ кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме покупателю (ч. 2, ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

В то же время, с учетом уже рассмотренных проблем, есть вероятность, что значительное количество предпринимателей не успеют подготовиться к реформе по разным причинам. Также остается вопрос, как поступать тем бизнесменам, которые заказали кассы и фискальные накопители, но их доставка произойдет уже после 1 июля.

По мнению советника Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антона Свириденко, логичным выходом из ситуации будет введения моратория на наложение штрафов до конца текущего года.

Преимущества и цели нововведения

По оценке ФНС России, процесс реформирования ККТ является сложным, но он не лишен плюсов. Так, в частности, по словам Александра Сорокина, кассу теперь можно зарегистрировать за 15 минут в онлайн-режиме. Для этого нужно воспользоваться кабинетом налогоплательщика на сайте nalog.ru. Следовательно, предпринимателям больше не нужно посещать налоговый орган и ждать пять дней принятия решения о регистрации кассы.

По мнению ведомства, новая технология также позволит добросовестным владельцам касс нового типа в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, а значит, лучше контролировать свой бизнес. Предполагается также, что бизнесмены избавятся от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает доверие к их деятельности. Наряду с этим планируется, что единые требования для всех предпринимателей позволят работать в условиях честной конкуренции, то есть недобросовестные налогоплательщики не смогут минимизировать свои налоговые обязательства. Эксперты также относят к преимуществам реформы возможное снижение бумажной отчетности для бизнеса.

Антон Свириденко указал и на технологическое преимущество новой системы. По его мнению, цель нововведения состоит, в том числе, в возможности работать с большим объемом данных (т. н. big data). Сходной позиции придерживается и Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. Он отметил, что работа с большими объемами данных позволяет государству более четко понимать экономическую ситуацию, а предпринимателям – видеть особенности продажи того или иного товара: как своего, так и конкурентов.

***

В условиях реформирования онлайн-касс и возникающих проблем особенно важно информирование бизнесменов обо всех нюансах нововведений. В связи с этим предпринимателям следует предельно внимательно изучить особенности нового порядка применения ККТ. А помочь им в этом смогут в том числе штабы, которые планируется создать на базе офисов уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах. Как сообщается на официальном сайте бизнес-омбудсмена, такие организации будут принимать и оперативно рассматривать все вопросы, возникающие у предпринимателей в связи с внедрением онлайн-касс. Ожидается, что такая работа будет вестись во взаимодействии с налоговыми органами и региональными властями.