«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Вопрос:

Может ли работодатель в назидание разместить на своих информационных электронных экранах (исключительно на территории организации) сведения о сотрудниках (Ф.И.О., фотография), которые допустили срыв срока выполнения работ или не выполнили задания, установленные руководством в контрольных карточках, более чем на 70% (данные сведения будут доступны остальным сотрудникам)?

Ответ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе размещать на экранах сведения о работниках, не получив на то их соответствующие письменные согласия.

Обоснование вывода:
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ к персональным данным относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 31.08.2016 по делу N 33-8592/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2016 по делу N 33-5437/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05.04.2016 по делу N 33-2976/2016), а также фотоизображение человека (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 30.06.2015 по делу N 33-1727/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 25.06.2014 по делу N 33-3996/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 по делу N 33-12665/2013).
Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
По общему правилу, согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным и может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом (ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
В то же время ст. 86 ТК РФ предоставляет работодателю право обрабатывать персональные данные работника без его согласия исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (смотрите также ответ Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Размещение же на информационных электронных экранах работодателя информации о персональных данных — Ф.И.О. и фотографии либо только Ф.И.О. — в перечне сотрудников, которые допустили срыв срока выполнения работ или не выполнили задания, установленные руководством, на наш взгляд, не подразумевает вышеназванных целей. В частности, такие действия нельзя отнести к обработке, направленной на обеспечение контроля количества и качества выполняемой работы.
Таким образом, полагаем, что для размещения указанных персональных данных на мониторах работодатель должен иметь на то соответствующие письменные согласия таких сотрудников (смотрите, например, решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22.04.2016 по делу N 2-2305/2016, постановление Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16.11.2011 по делу N 5-301/2011).
Обращаем Ваше внимание, что нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) является административным правонарушением, предусмотренным ст. 13.11 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

5 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела