«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Вопрос:

Наша фирма на УСН с объектом «доходы». Мы относимся к малым предприятиям. Нужно ли нам вести бухгалтерский учет в 2013 году? Если да, то как начинать его вести, как узнать начальные остатки на счетах на 2013 год?

Ответ:
С 1 января 2013 года организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет*(1) . Поскольку ваша компания относится к малому бизнесу, то вы вправе вести бухгалтерский учет по упрощенной форме. Для его организации малое предприятие на основе типового плана счетов бухгалтерского учета составляет свой рабочий план счетов. Данный план счетов должен позволить вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Например, учет материалов малому предприятию рекомендовано вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости. Этот метод заключается в том, что каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся на остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей их стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество.

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) малое предприятие ведет в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизацию и др.) по объектам учета. Таковыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т.п.

В Законе о малом бизнесе установлено, что законами и нормативными актами для малого бизнеса может быть предусмотрена упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности*(2) .

Порядок ведения упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства установлен Типовыми рекомендациями *(3) . Эти рекомендации предназначены для всех организаций — субъектов малого бизнеса независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).

Для определения входящих остатков в учете нужно провести инвентаризацию имущества и обязательств и на основании ее данных определить сальдо по счетам бухгалтерского учета, в том числе и по основным средствам. При необходимости воспользуйтесь услугами оценщика, если самостоятельно определить стоимость основных средств невозможно. Кстати, учет основных средств вы должны были вести, если, например, не вели бухучет в связи с применением «упрощенки».

Н. Горшенина,
главный редактор

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
*(2) п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
*(3) утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н



Еще статьи из этого раздела