«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Госпрограмма «Доступная среда»: текущие итоги реализации

Госпрограмма «Доступная среда»: текущие итоги реализации, «болевые точки» и целевые показатели на ближайшую перспективу

В этом году исполняется 10 лет с момента начала реализации государственной программы «Доступная среда», которая стала одним из самых значимых инструментов выполнения поставленных российским отраслевым законодательством и Конвенцией о правах инвалидов задач по обеспечению гражданам с инвалидностью равного доступа к осуществлению всех прав человека и основных свобод. Главная цель госпрограммы (далее – Программа) заключается в создании правовых, экономических и институциональных условий для интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни. Текущая версия документа, напомним, была утверждена в 2019 году и будет действовать до конца 2025 года (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363). Позавчера – 7 апреля – вступил в силу ряд внесенных в Программу изменений в части финансирования и установленных целевых показателей (предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2021 г. № 449).

ДЛЯ СПРАВКИ

В настоящее время в России около 11,96 млн инвалидов и 40 млн маломобильных граждан, что составляет примерно 8,1% и 27,4% населения страны соответственно.

Поскольку в прошлом году завершился значительный этап реализации Программы, фактически достигнутые значения показателей по состоянию на 2020 год позволяют в принципе оценить темпы и эффективность осуществляемых в рамках Программы конкретных мероприятий – подведению итогов реализации Программы за прошлый год и за весь период ее действия в целом было посвящено состоявшееся на этой неделе заседание Совета по делам инвалидов при Совете Федерации, на котором Минтруд России как ответственный исполнитель Программы обнародовал соответствующие данные. Логично будет рассмотреть их по трем блокам, соответствующим предусмотренным в рамках Программы подпрограммам.

 

Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Данное направление предполагает и формирование условий для беспрепятственного доступа таких граждан непосредственно к объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, информации, физической культуры и спорта, и их просвещение в вопросах инвалидности для устранения барьеров при взаимодействии с другими людьми.

В прошлом году субсидии из федерального бюджета на работу по этому направлению были предоставлены 82 субъектам РФ. Получаемые средства используются регионами на создание универсальной безбарьерной среды, в частности в детских садах и школах: в 2020 году условия для посещения детьми с инвалидностью были созданы в 318 дошкольных образовательных организациях и 131 общеобразовательном учреждении, общее количество таких детсадов и школ по состоянию на конец прошлого года составляет 8,1 тыс. и 10,1 тыс. соответственно. Таким образом, установленные показатели по созданию условий для получения детьми-инвалидами дошкольного и школьного образования – в 2020 году им должно было быть охвачено 100% детей соответствующих возрастов – почти достигнуты: доля детей-инвалидов в возрасте от полутора до семи лет, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей с инвалидностью данного возраста составила 99,9%, доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общего количества детей с инвалидностью школьного возраста, – 99,8%. Тем не менее между созданием условий для обучения лиц с инвалидностью и фактическим их охватом общим образованием пока нельзя поставить знак равенства: как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, у сенаторов есть данные о «выпадении» из школьного образования около 200 тыс. детей-инвалидов школьного возраста [по данным Росстата, общая численность детей-инвалидов в России по состоянию на 1 января 2020 года составляла 687 718 человек. – ГАРАНТ.РУ]. В связи с этим верхняя палата парламента попросила Минтруд России совместно с Минпросвещения России проанализировать данные о том, сколько таких детей действительно учится, в том числе на дому, – по итогам такого исследования Совет Федерации намерен выявить причины, по которым дети с инвалидностью не ходят в школу, с тем чтобы подумать об оказании их семьям дополнительной поддержки.

Также в прошлом году за счет обозначенной субсидии была создана безбарьерная среда в 66 учреждениях адаптивной физической культуры и спорта, расположенных в 60 регионах. В этом году финансирование таких учреждений исключено из Программы, однако и Минспорт России, и Минтруд России надеются на возвращение соответствующей поддержки в 2022 году, тем более что вопрос о финансировании организаций, реализующих в регионах программы развития адаптивной физической культуры и спорта, поставлен перед Правительством РФ главой государства Владимиром Путиным (подп. «а» п. 6 Перечня поручений Президента РФ от 31 декабря 2020 г. № Пр-2243, сформированного по итогам встречи с представителями общественных организаций инвалидов, которая состоялась 3 декабря 2020 года). «Мы должны понимать, что комплексная реабилитация и абилитация невозможна без двигательной активности, без адаптивной физической культуры и спорта, – подчеркнула заместитель Министра спорта РФ Марина Томилова. – В бюджете на 2022 год должна быть статья по выделению субъектам РФ субсидии в объеме не менее 100 млн руб. для детско-юношеских спортивно-адаптивных школ».

В целом доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве таких объектов должна была составить в 2020 году 66,8%, фактическое же значение этого показателя на конец прошлого года – 70,4%, что превышает почти все плановые показатели на ближайшие годы, за исключением 2025 года – в нем доля указанных доступных для инвалидов объектов должна будет составлять не менее 70,7%. Немаловажным здесь является и тот факт, что работа ведется не только в части приспособления существующих объектов инфраструктуры к нуждам людей с инвалидностью, но и в направлении создания новых с учетом принципа универсального дизайна: в прошлом году, как сообщил Минтруд России, было утверждено 11 стандартов в области формирования доступной среды на базе этого принципа. Под универсальным дизайном согласно ст. 2 Конвенции о правах инвалидов понимается дизайн предметов, обстановки, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными для использования всеми людьми без необходимости их адаптации.

В рамках обеспечения доступа граждан с инвалидностью к информации реализуется, во-первых, скрытое субтитрирование телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов (субтитры позволяют лицам с нарушением слуха смотреть телепередачи, отображаются они в режиме «Телетекст», требования к ним установлены национальным стандартом ГОСТ Р 57763-2017 «Скрытые субтитры для инвалидов по слуху. Общие технические требования»). В настоящее время скрытые субтитры доступны на восьми каналах первого мультиплекса1 (всего в мультиплекс РТРС-1, напомним, входит 10 каналов): по словам заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Бэллы Черкесовой, доля субтитрируемого контента составляет около 30% от общего объема эфирного времени этих каналов, в 2020 году было произведено и транслировано 13 365 часов субтитров. Такой показатель закреплен в программе как максимальный до конца 2025 года, но и Минцифры России, и Минтруд России считают его недостаточным, поэтому будут обращаться в Минфин России с предложением расширить финансирование производства субтитров для достижения показателя в 16 тыс. часов в год. Есть основания полагать, что это предложение будет поддержано, – в уже упоминавшемся перечне поручений главы государства содержится поручение по включению в Программу мероприятий, направленных на поэтапное увеличение объемов сурдоперевода и субтитрирования телепередач, выходящих в эфир на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах (подп. «д» п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 31 декабря 2020 г. № Пр-2243).

Во-вторых, в рамках Программы обеспечивается выпуск книг, газет, журналов для лиц с нарушениями зрения и тематических изданий для граждан с инвалидностью – в 2020 году на эти цели были выделены субсидии в размере 48 млн руб. Средства используются и непосредственно для выпуска продукции: всего в прошлом году было выпущено 1789 наименований художественной, научно-популярной и учебной литературы, 109 из них – учебники и учебные пособия, – и для закупки и обновления специального оборудования.

Стоит отметить, что важное значение для реализации права лиц с нарушением зрения на доступ к информации имеет доступность для них сайтов органов государственной власти и местного самоуправления. Еще в 2015 году был утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (далее – порядок обеспечения доступности сайтов госорганов), а в 2016 году – рекомендации по повышению эффективности обеспечения таких условий (Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 11 марта 2016 г. № 97; далее – рекомендации). Сейчас Минцифры России работает над обновлением порядка обеспечения доступности сайтов госорганов с учетом требований, предусмотренных новым национальным стандартом ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности». В рекомендациях положение о необходимости учета требований данного стандарта в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления уже отражено (Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 марта 2021 г. № 158).

Разумеется, требованиям международных и национальных стандартов в части обеспечения доступности для лиц с инвалидностью отвечают также портал госуслуг и соответствующее мобильное приложение – при разработке действующих версий проводилось тестирование на фокус-группе инвалидов по зрению, подчеркнула Бэлла Черкесова.

Тем не менее все это должно быть подкреплено данными о том, сколько людей с инвалидностью имеют компьютеры с подключением к Интернету и умеют ими пользоваться, поэтому члены Совета Федерации предложили провести соответствующий мониторинг, а также информационную кампанию о предоставляемых инвалидам возможностях в сфере информационных технологий.

Следует также напомнить, что для консультирования граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов создан федеральный информационно-справочный центр: обращения принимаются по телефону +7 (499) 550-09-91 и онлайн – путем заполнения специальной формы на официальном сайте Программы: zhit-vmeste.ru/hotline/. В прошлом году за консультациями по обозначенным вопросам в центр обратился 30 621 человек.

В целях нормативно-правового и организационно-методического обеспечения реализации мероприятий в области формирования доступной среды разработана программа повышения квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала по вопросам организации образования учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В прошлом году соответствующие курсы повышения квалификации прошли 1884 слушателя из 60 регионов. 320 педагогических и управленческих работников из 53 регионов завершили обучение по программе дополнительного профессионального образования «Тифлопедагогика» (направление, посвященное обучению лиц с нарушениями зрения). Кроме того, была проведена серия семинаров для специалистов системы социальной защиты как лиц, непосредственно участвующих в формировании доступной среды. Все перечисленные мероприятия, по оценке Минтруда России, оказывают непосредственное влияние на эффективность работы педагогов, управленцев и социальных работников, что положительно сказывается и на удовлетворенности населения их работой. Так, в 2020 году доля инвалидов, положительно оценивающих отношение к проблемам инвалидов, составила 65,7%, доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, – 67,3% (по данным проведенного Минтрудом России опроса нескольких тысяч респондентов из всех субъектов РФ). В 2025 году согласно Программе доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам лиц с инвалидностью, в общей численности опрошенных инвалидов должна будет составлять 74,6%, а доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, – 84,7%.

 

Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов

Главной целью данного направления является повышение уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития и занятости таких граждан. Поэтому среди целевых показателей соответствующей подпрограммы – доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (ТСР) и предоставляемыми инвалидам услугами в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общем числе инвалидов: начиная с 2020 года и до конца 2025 года показатель должен составлять не менее 98%, а также доля удовлетворенных качеством предоставления соответствующей госуслуги граждан в общем числе лиц, получивших ТСР, – в 2020—2025 годах она должна быть не менее 90%. В прошлом году, по данным Минтруда России, фактическое значение последнего показателя составило 93,4%.

При этом особое внимание уделяется повышению качества ТСР, предоставляемых гражданам, – с этой целью будут утверждаться и актуализироваться национальные стандарты в области реабилитационной индустрии: по данным Минтруда России, в прошлом году было утверждено девять стандартов, определяющих требования к ТСР и специальным средствам для самообслуживания инвалидов и ухода за ними. Кроме того, в рамках Программы планируется в течение 2021—2022 годов проанализировать возможность перехода от действующей системы обеспечения инвалидов протезами к предоставлению услуг протезирования, которые будут включать в себя не только непосредственное изготовление протеза, но и подготовку человека к протезированию, и его обучение эксплуатации протеза в повседневной жизни.

Важнейшим показателем, влияющим на эффективность оказываемых инвалидам услуг по реабилитации и абилитации, является их комплексность, именно поэтому финансовая поддержка в рамках Программы оказывается тем регионам, которые реализуют свои программы по формированию систем комплексной реабилитации, – в прошлом году ее получили 39 субъектов РФ.

Важно подчеркнуть, что в обновленной редакции Программы сделан акцент на таком элементе комплексной реабилитации инвалидов, как сопровождаемое проживание. Предполагается, что уже в этом году 75% регионов должны начать реализовывать соответствующие технологии, предусматривающие отбор кандидатов, тренировочное проживание, в рамках которого инвалиды обучаются навыкам самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей и адаптируются к самостоятельной жизни, и непосредственно сопровождаемое проживание с оказанием необходимой помощи для удовлетворения каждодневных жизненных потребностей инвалидов. При этом особое внимание планируется уделять лицам с ментальными нарушениями как наиболее уязвимой группе инвалидов, особенно детям: для абилитации, социальной адаптации и включения в общественную жизнь предлагается обеспечивать их услугами ранней помощи, доступным дошкольным и школьным образованием. Сейчас, как правило, дети с ментальными отклонениями практически полностью изолированы от общества: часть из них с детства живут в специализированных стационарных учреждениях и по достижении совершеннолетия переводятся во взрослые психоневрологические интернаты, туда же попадают и выросшие в семьях молодые или взрослые люди после смерти родителей.

Важным элементом социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ является получение ими не только общего, но и среднего профессионального, и высшего образования. Согласно целевым показателям Программы уже в этом году доля профессиональных образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ, должна составить не менее 70% от общего количества таких организаций, а удельный вес вузов, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, – не менее 26%. Стоит отметить, что в рамках Программы в прошлом году регионы получили субсидии на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, – такие организации созданы в 41 субъекте РФ. За счет выделенных средств обеспечивается в том числе создание материально-технических условий для получения лицами с инвалидностью среднего профессионального образования, оборудование рабочих мест в учебно-производственных мастерских и лабораториях, разработка адаптированных образовательных программ для молодых людей с инвалидностью и т. д. Деятельность таких организаций крайне важна, поскольку они занимаются сопровождением лиц с ОВЗ и инвалидностью не только в процессе получения ими профессионального образования, но и при последующем трудоустройстве.

Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Трудоустройство инвалидов пока остается одним из самых проблемных вопросов в области их реабилитации и абилитации: в прошлом году было трудоустроено всего 38,2% лиц с инвалидностью, обратившихся в органы службы занятости, тогда как плановый показатель на 2020 год – 60%, так что в этом году Минтруд России намерен целенаправленно работать над решением этой проблемы, подчеркнул первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко. Следует отметить, что целый блок декабрьских поручений президента затрагивает как раз вопросы обучения и трудоустройства. Так, Правительству РФ поручено обеспечить:

  • внесение в законодательство изменений, закрепляющих возможность лиц, которые стали инвалидами в трудоспособном возрасте и нуждаются в получении новой профессии (квалификации), бесплатно получать второе среднее профессиональное или высшее образование;
  • корректировку законодательства в части совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, а также механизма контроля за выполнением работодателями установленных квот для приема инвалидов на работу;
  • рассмотрение вопроса о дополнительных мерах поддержки предприятий, принимающих на работу значительно большее число инвалидов, чем предусмотрено установленной для них квотой.

 

Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы

Целью данного направления Программы является повышение доступности, объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Работа ведется в первую очередь в части повышения удовлетворенности граждан качеством предоставления услуги по проведению МСЭ. По итогам прошлого года доля тех, кто остался доволен работой учреждений МСЭ, в общем числе граждан, прошедших в них освидетельствования, ниже целевого показателя: 84,6% против 90%. Причина неудовлетворенности, как правило, – не в недостаточной компетентности экспертов, а в их отношении к лицам с инвалидностью и ОВЗ. Большинство обращений инвалидов к сенаторам касается именно работы учреждений МСЭ: недоброжелательного отношения со стороны сотрудников, длинных очередей и т. п., отметила заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова и предложила провести выборочный мониторинг бюро МСЭ в тех регионах, из которых поступает наибольшее количество жалоб. «Нужно сделать так, чтобы службы МСЭ поменяли отношение к людям с инвалидностью. Сейчас, допустим, если плохо поставлена печать на справке, человека с инвалидностью отправляют за новой. Иногда доходит до острых конфликтов, это нужно изменить», – заключила сенатор.

МНЕНИЕ

Алексей Вовченко, первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ:

«Мы целенаправленно искореняем старые традиции в деятельности МСЭ. Прежде всего, стоит напомнить, что обмен медицинской документацией между медучреждениями и бюро МСЭ теперь происходит без участия человека, то есть медучреждения весь пакет документов самостоятельно направляют в МСЭ [в соответствии с действующей с 8 декабря 2020 года редакцией п. 19.2 Правил признания лица инвалидом. – ГАРАНТ.РУ]. Следующий шаг – сделать этот документооборот полностью электронным, надеемся, что уже в текущем году получится полностью наладить процесс. Сейчас мониторим, сколько медучреждений начали в электронном виде передавать пакеты документов, сколько по ним принято решений учреждениями МСЭ. Пока это количество измеряется в тысячах, а нам нужно достигнуть 100%-го перехода.

Кроме того, мы разрабатываем с Минздравом России проект совместного приказа, где будут определены списки обследований по конкретным заболеваниям, которые нужно будет пройти перед освидетельствованием. Это будут финальные списки, результаты проведенных в соответствии с ними обследований будут в электронном виде представляться в учреждения МСЭ, и никто уже не сможет человека послать на дообследование.

Также напомню, что в прошлом году были утверждены национальные стандарты, направленные на совершенствование МСЭ:

  • ГОСТ Р 55635-2020 „Медико-социальная экспертиза. Требования к персоналу учреждений медико-социальной экспертизы“ (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2020 г. № 1210-ст);
  • ГОСТ Р 58262-2020 „Медико-социальная экспертиза. Контроль качества услуг медико-социальной экспертизы“ (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2020 г. № 1211-ст);
  • ГОСТ Р 58265-2020 „Медико-социальная экспертиза. Система обеспечения качества учреждений медико-социальной экспертизы“ (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2020 г. № 1138-ст).

Кроме того, ведется работа по сокращению очередей, в том числе путем внедрения электронных систем управления очередью: 27 учреждений МСЭ уже оснащены необходимым оборудованием.

Проведены также мероприятия по созданию условий комфортного пребывания в бюро МСЭ для детей-инвалидов: почти в каждом главном бюро МСЭ, где есть педиатрические составы, созданы детские комнаты с игрушками, раньше такого в принципе не было».