«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Может ли федеральное государственное учреждение...

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реорганизация федерального государственного учреждения путем его преобразования формально не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке.

Обоснование вывода:
Статьей 57, п. 4 ст. 58 ГК РФ предусмотрена такая форма реорганизации юридического лица (организации), как преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, иными словами — изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Как следует из положений ГК РФ и иных нормативных актов, организация не вполне свободна в выборе организационно-правовой формы при своем преобразовании. Выбор новой организационно-правовой формы при преобразовании допускается только в пределах, установленных законом (смотрите, например, ст. 68, ст. 92 ГК РФ).
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, при этом права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, то есть находится в оперативном управлении (п. 1 ст. 120 ГК РФ). Соответственно, имущество, закрепленное за государственным учреждением, является государственной собственностью (п. 4 ст. 214, ст. 296 ГК РФ). Государственное учреждение может быть бюджетным либо автономным (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (п. 3 ст. 120 ГК РФ).
Порядок реорганизации некоммерческих организаций определен ст. 17 Закона о НКО, которая, однако, устанавливает только формы преобразования частных учреждений. В соответствии с этой статьей преобразование государственных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Ни Законом о НКО, ни каким-либо иным федеральным законом возможность преобразования государственных учреждений — как бюджетных, так и автономных — не предусмотрена.1
Поэтому реорганизация государственного учреждения путем его преобразования формально не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А29-1240/2005А, ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, от 01.06.2005 N Ф09-3377/04-С4, от 10.10.2007 N Ф09-8335/2007-С4).
Следует отметить, что преобразование учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы может быть квалифицировано как приватизация, то есть отчуждение государственного имущества (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", далее — Закон о приватизации), поскольку по общему правилу юридические лица владеют своим имуществом на праве собственности. Исключения составляют только сами учреждения и унитарные предприятия (ст. 294, ст. 296 ГК РФ).
Приватизация государственного имущества может осуществляться только способами, предусмотренными Законом о приватизации. Среди способов приватизации государственного имущества приватизация в форме преобразования юридического лица предусмотрена лишь в отношении унитарных предприятий (п. 1, п. 5 ст. 13 Закона о приватизации).
Следовательно, приватизация путем преобразования государственного учреждения не допустима.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

26 июля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

_______________________
1 Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа, однако в силу положений п. 14 ст. 5 указанного закона создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.