Гарант-Сервис

Звоните нам:
8-800-350-7643
Получите полный доступ бесплатно на 3 дня

Тема: 223-ФЗ. Требования к участнику закупки: практика установления и обоснования

14 июля 2020 Выступление руководителя консультационной практики и генерального директора Центра эффективных закупок Tendery.ru, ведущего эксперта РАНХиГС при Президенте РФ Кирилла Владимировича КУЗНЕЦОВА
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Закон о налоговом мониторинге
Закон о налоговом мониторинге
С 2015 года в Налоговом кодексе появятся положения*(1), касающиеся налогового мониторинга. Новации позволят вывести взаимоотношения между налоговыми инспекторами и бизнесом на новый уровень, при котором консультационную работу по спорным вопросам налогообложения можно будет обсудить сразу с налоговым инспектором.

С 2015 года вводится принципиально новый режим налогового администрирования для налогоплательщиков, являющийся аналогом режимов «Cooperative Compliance» («Расширенного взаимодействия»), успешно работающих уже более чем в 23 странах мира. Общие принципы работы нового режима — прозрачность налогоплательщика в отношении данных налоговой отчетности и системы внутреннего контроля взамен на освобождение от камеральных и выездных проверок и возможность оперативного разрешения неопределенностей/споров по отдельным налоговым позициям через новый инструмент — «мотивированное мнение». Данный подход должен привести к концептуально новому формату взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками за счет конструктивного обсуждения всех спорных вопросов в текущем режиме и большего доверия налогоплательщикам и их системе внутреннего контроля, что должно привести к минимизации налоговых споров и претензий и снижению расходов и трудозатрат с обеих сторон на проведение проверок.

Основные положения о налоговом мониторинге

Период налогового мониторинга — календарный год; процедуры мониторинга завершаются 1 октября года, следующего за отчетным.

Камеральные и выездные налоговые проверки заменяются налоговым мониторингом. Проведение налоговых проверок возможно в отдельных случаях — в качестве проверки вышестоящим органом, при досрочном прекращении режима, невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (в этом случае проверка «тематическая»), подачи уточненной декларации с налогом к уменьшению или возврату.

Информационное взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком осуществляется на основании регламента, в котором определяется порядок предоставления налогоплательщиком документов, связанных с расчетом налогов в электронном виде, или путем предоставления прямого доступа налогового органа к информационным системам налогоплательщика. Это важное изменение — налогоплательщикам предоставлено право выбора формата обмена информацией. Также в регламенте налогоплательщик может представить описание своей системы внутреннего контроля.

Мотивированное мнение — способ оперативного разрешения неопределенных налоговых позиций. Налоговый орган обязан выпустить мотивированное мнение по всем выявленным фактам ошибок/нарушений законодательства, при несогласии запускается согласительная процедура с участием ФНС России. Выполнение мотивированного мнения освобождает налогоплательщика от штрафов и пени.

Досрочное прекращение налогового мониторинга — уточнен список оснований, это возможно в случае существенного неисполнения регламента информационного взаимодействия, предоставления налоговым органом недостоверной информации, систематического непредставления налоговому органу документов/информации.

Критерии, которые позволяют компаниям перейти на процедуру налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий календарный год, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) суммарный объем полученных доходов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий календарный год, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Пункт 3 статьи 105.26 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ)

Перспективы и практика применения

Изменения, несомненно, позитивные для бизнеса, поскольку позволяют добросовестным налогоплательщикам, которые потратили значительные усилия и средства на построение эффективной системы контроля и обеспечение высокого качества своей налоговой отчетности, получить за это реальную выгоду. Очевидными преимуществами являются освобождение от налоговых проверок, что позволит сэкономить значительные средства на юристов и адвокатов (а эти затраты у крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллионов рублей), а также возможность открыто и оперативно решать спорные налоговые вопросы с налоговыми органами. Сейчас большинство налоговых рисков или неопределенностей, которые постоянно возникают в любой хозяйственной деятельности, ждут своего разрешения до налоговой проверки, т.е. до трех лет с момента подачи налоговой декларации. Механизм «мотивированного мнения» позволяет решить их в течение года, причем без рисков штрафов и пени для налогоплательщика, если он согласен с проверяющими. Даже если налоговый орган не согласен с позицией налогоплательщика, возможность узнать об этом сразу после совершения операции является большим преимуществом, поскольку позволяет принять взвешенное решение — идти в суд или платить налог, а не ждать до трех лет сюрприза по результатам налоговой проверки.

Другое преимущество — это электронный информационный обмен. Не секрет, что сейчас многие налогоплательщики тратят значительные средства и усилия просто на обслуживание процесса налоговой проверки, копирование и предоставление налоговикам информации и документов. Налоговый мониторинг позволяет построить взаимодействие кардинально иначе — потратить налогоплательщику время на объяснение своего процесса расчета налогов, объяснение принципов работы системы внутреннего контроля за ее правильностью, чтобы снизить до минимума время и затраты на обработку дополнительных запросов. Налоговому органу также выгодно такое взаимодействие, потому что проверять такого налогоплательщика можно, по сути, не выходя из налоговой инспекции и имея достаточные основания положиться на его собственный контроль.

Режим является добровольным, что позволяет каждому налогоплательщику принять для себя взвешенное решение, как строить отношения с налоговыми органами — традиционным или новым способом. Очевидно, что для многих компаний подготовка к требуемому для вступления в налоговый мониторинг уровню открытости и качества внутреннего контроля может занять существенные время и средства. Однако долгосрочные преимущества работы в таком режиме, скорее всего, перевесят требуемые инвестиции в подготовку.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка, несмотря на налоговый мониторинг
Налоговая инспекция не вправе проводить выездные проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:
1) проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение мотивированного мнения налоговой инспекции;
4) представление уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Пункт 5.1 статьи 89 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ)

Из личного опыта

Компания «Эрнст энд Янг» присоединилась к проекту в числе первых четырех компаний в декабре 2012 года. Опыт пилотного проекта безусловно положительный, поскольку позволил выйти на новый уровень взаимоотношений с проверяющими. Ввиду специфики нашей деятельности (требования соблюдения конфиденциальности клиентской информации в рамках консалтинговой и аудиторской деятельности) мы пошли путем представления дополнительных пояснений к налоговой информации, а не предоставления полного доступа в систему. Но этот подход доказал свою эффективность — гораздо проще общаться с проверяющими в неформальном режиме, когда есть возможность оперативно уточнить вопрос или ответить на него, чем общаться исключительно языком письменных запросов. Новым подходом явилось и использование системы внутреннего контроля — простое описание методов нашего самостоятельного контроля за правильностью расчета отдельных налоговых позиций помогло снять большое количество вопросов и исключить их из проверки.

В период действия пилотного проекта у нас не было открытых споров с налоговыми органами, однако качество взаимодействия и уровень взаимопонимания существенно повысились. Если использовать количественные оценки — сократилось примерно на 25 процентов количество запросов в рамках камеральных проверок. Наши трудозатраты на взаимодействие с проверяющими на начальном этапе наверное увеличились (в основном за счет времени на постановку и отладку взаимодействия в рамках нового режима), однако по итогам периода скорее снизились. Соглашение с налоговой инспекцией мы уже продлили до 28 июля 2015 года (т.е. на налоговый период 2014 г.), что является подтверждением нашей высокой оценке эффективности новой формы взаимодействия с налоговыми органами.

С принятием Закона *(2) появилась четкая законодательная основа для такого взаимодействия, что несомненно снижает риски присоединения к режиму для налогоплательщиков и делает его более прогнозируемым и выгодным для обеих сторон. Мы уверены, что по мере начала его широкого внедрения преимущества такого взаимодействия быстро найдут отражение не только в качественных, но и количественных показателях новых пилотных компаний.

И. Родионов,
партнер EY

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2014 г.


*(1) Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ
*(2) Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ