«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Неправомерное возмещение НДС

Неправомерное возмещение НДС
ФНС России выпустила разъяснения о порядке начисления пеней на сумму неправомерно возмещенного НДС*(1). О том, как эти указания применять на практике, а также начисляются ли проценты при незаконном возмещении НДС, читайте в статье.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, облагаемым НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) организации.

Согласно положениям указанной статьи обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется при проведении камеральной налоговой проверки*(2).

При этом проведение выездной налоговой проверки*(3) не исключает периодов, которые ранее были проверены в ходе камеральной налоговой проверки.

Более того, суды придерживаются мнения, что принятие инспекцией решений о возмещении НДС по камеральным проверкам не исключает ее возможности скорректировать впоследствии по итогам выездных налоговых проверок суммы налога, в отношении которых приняты такие решения, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности возмещения*(4).

Так, высшие арбитры указывают на то, что порядок возмещения НДС*(5) не содержит положений, определяющих проведение налоговой проверки как исключительную форму налогового контроля*(6). При этом результаты выездной налоговой проверки являются следствием анализа полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследования которых носит самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок.

В связи с чем судьи отметили, что по результатам выездной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать к уплате НДС, который ранее ею был возмещен при отсутствии к тому установленных законом оснований.

Ранее позиция по данному вопросу среди судов была неоднозначной. Однако аналогичной позиции ВАС РФ*(7) придерживались не только некоторые нижестоящие суды, но и фискальные органы*(8).

Таким образом, на сегодняшний день, с учетом Постановления N 12207/11, суды считают правомерным со стороны налоговых органов требование уплаты НДС, ранее необоснованно принятого налогоплательщиком к возмещению.

В свете вышеизложенного и на основании Постановления N 12207/11 в феврале этого года вышли разъяснения ФНС России*(9) в отношении неправомерно возмещенного налога на добавленную стоимость.

Так, по мнению инспекторов, основанном на Постановлении N 12207/11, «получение налогоплательщиком незаконного возмещения налога на добавленную стоимость непосредственно связано с исчислением сумм налога к уплате и является следствием неправомерного применения налоговых вычетов».

В связи с чем налоговики и ВАС РФ считают, что при «оперировании понятием „недоимка“ недопустимым является придание ей смысла, не позволяющего обеспечить уплату в бюджет суммы задолженности, возникшей в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость из бюджета».

Таким образом, инспекторы считают допустимым начисление на указанные суммы неправомерно возмещенного налога на добавленную стоимость пеней*(10).

При этом, согласно разъяснениям ФНС России, пени начисляются на сумму неправомерно возмещенного НДС со дня, следующего за датой возврата указанных сумм из бюджета, в соответствии с информацией, представ — ленной территориальным органом Федерального казначейства*(11), а в случае зачета — со дня, следующего за датой принятия решения о зачете данных сумм.

Следует отметить, что в данном случае специалисты разграничивают применение статей 176 и 176.1 Налогового кодекса.

Напомним, что статья 176.1 Налогового кодекса регламентирует так называемый заявительный порядок возмещения НДС, который позволяет налогоплательщикам вернуть (зачесть) суммы налога еще до завершения камеральной проверки налоговой декларации и вынесения решения инспекции о возврате (зачете) налога.
В статье 176 Налогового кодекса говорится об общем порядке возмещения НДС, который производится только после того, как инспекторы закончат камеральную проверку и примут соответствующее решение о возврате или зачете налога.

Обоснованность суммы НДС, которую плательщик заявил к возмещению в порядке статьи 176.1 Налогового кодекса, инспекция проверяет путем проведения камеральной налоговой проверки декларации в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса*(12).

Если же в ходе проверки будет установлено, что возмещению подлежит сумма меньшая, чем была фактически возвращена (зачтена) налогоплательщику, последний обязан будет вернуть разницу в бюджет, при этом также уплатив проценты исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами*(13).

В своем Письме N АС-4-2/2940 налоговики разъясняют, что на сумму неправомерно возмещенного НДС не начисляются проценты, предусмотренные пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса.

Иными словами, ведомство отдельно подчеркивает, что указанные проценты начисляются только при возмещении НДС в заявительном порядке, которые не могут начисляться наряду с пенями.

Таким образом, по мнению налоговиков, на суммы незаконно возмещенного НДС будут начислять только пени*(14).

При этом стоит отметить, что выводы в отношении пеней не содержатся в Постановлении N 12207/11, однако уже существует судебная практика, основанная на указанном постановлении и подтверждающая правомерность позиции ФНС России*(15).

Таким образом, в случае оспаривания организацией решения налоговой инспекции о начислении на сумму необоснованно возмещенного НДС пеней положительный исход дела в пользу налогоплательщика, с учетом сложившейся судебной практики и позиции ВАС РФ, все же представляется маловероятным.

Г. Назарова,
главный юрист отдела налогового права
юридической компании «НАФКО-Консультанты»

Экспертиза статьи:
А. Кириченко,
заместитель начальника отдела выездных проверок
МИ ФНС России по КН N 7, советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса

«Актуальная бухгалтерия», N 6, июнь 2013 г.


*(1) письмо ФНС России от 21.02.2013 N АС-4-2/2940 (далее — Письмо N АС-4-2/2940)
*(2) ст. 88 НК РФ
*(3) ст. 89 НК РФ
*(4) пост. Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 15000/05
*(5) ст. 176 НК РФ
*(6) пост. Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 12207/11 (далее — Постановление N 12207/11)
*(7) Постановление N 12207/11
*(8) пост. ФАС ВСО от 09.08.2011 N Ф02-3209/11, от 19.07.2011 N Ф02-3047/11, ФАС СКО от 08.07.2011 N Ф08-3585/11; письмо ФНС России от 29.08.2011 N АС-4-2/14018
*(9) Письмо N АС-4-2/2940
*(10) ст. 75 НК РФ
*(11) п. 8 ст. 176 НК РФ
*(12) п. 11 ст. 176.1 НК РФ
*(13) пп. 15, 17 ст. 176.1 НК РФ; письмо Минфина России от 09.07.2012 N 03-07-15/73
*(14) ст. 75 НК РФ
*(15) пост. Четвертого ААС от 03.05.2012 N 04АП-509/12 (оставлено в силе пост. ФАС ВСО от 20.08.2012 N Ф02-3228/12), Седьмого ААС от 02.07.2012 N А27-11762/2011 (оставлено в силе пост. ФАС ЗСО от 19.10.2012 N Ф04-4787/12), Восьмого ААС от 17.08.2012 N 08АП-5621/12 (оставлено в силе пост. ФАС ЗСО от 07.12.2012 N Ф04-5471/12)