«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Нормирование расходов по ГСМ

Нормирование расходов по ГСМ
Вопрос о размере затрат на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) на служебный автотранспорт является актуальным уже довольно длительное время. Ранее финансисты разъясняли, что при списании ГСМ компании должны учитывать нормы, установленные Минтрансом России*(1). Однако в недавних письмах чиновники поменяли свою точку зрения*(2).

Расходы на ГСМ для служебного транспорта учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией*(3). Кроме того, расходы на приобретение горючего по автомобилям, используемым для других целей, включаются в состав материальных расходов*(4). На это указывают и чиновники*(5). В течение длительного времени финансовое ведомство давало разъяснения, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в налоговом учете в пределах норм Минтранса России.

При этом финансисты настаивали, что включение в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ сверх таких норм неправомерно*(6). Кроме того, и в судебной практике встречалась позиция, что учитывать расходы на ГСМ сверх норм при налогообложении прибыли нельзя*(7). Помимо этого, чиновники разъясняли: в случае если Методическими рекомендациями не предусмотрено нормативов списания ГСМ для некоторых автомобилей, то такие нормы руководитель организации может ввести в действие своим приказом. При этом данные нормы могли быть разработаны только по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими расчет по специальной программе-методике. А до принятия соответствующего приказа о нормах организации могли учитывать информацию о транспортном средстве из соответствующей технической документации, предоставляемой изготовителем автомобиля*(8). Налоговики также не раз об этом высказывались*(9).

Однако в 2012 году Минэкономразвития России провело экспертизу Методических рекомендаций. В своем Заключении от 20 апреля 2012 года по результатам экспертизы министерство указывает на необходимость исключения положения о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности*(10). Минэкономразвития России справедливо отмечает, что кроме указания на экономическую оправданность расходов Налоговый кодекс не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов*(11). Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов*(12).

Также специалисты Минэкономразвития России провели анализ более шестидесяти арбитражных дел, подавляющее большинство из которых сложилось в пользу налогоплательщика. В них сделан вывод об отсутствии нормирования расходов на ГСМ*(13). В связи с этим в 2013 году финансовое ведомство изменило свою позицию. В последних письмах Минфина России изложена радикально измененная позиция в части учета ГСМ: налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованных налогоплательщиком ГСМ (подтвержденную документально). А при определении обоснованности произведенных затрат компании могут учитывать нормы, установленные Методическими рекомендациями.

То есть, налогоплательщик вправе учитывать эти нормы, но не обязан*(14). Письмо Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20097 Утверждение каких-либо норм в учетной политике или приказе не является обязательным. Налогоплательщик вправе установить нормы расходов, причем эти нормы могут применяться исключительно с целью контроля расходов, а не для целей налогообложения прибыли. Кроме того, требуется документально доказать факт несения расхода. При этом фактически произведенные расходы предприятия на ГСМ могут быть подтверждены любыми оправдательными документами. Обратите внимание: авансовые отчеты, кассовые чеки, накладные и прочие документы, подтверждающие факт приобретения ГСМ, не могут сами по себе служить основанием для списания горючесмазочных материалов в состав расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Таким первичным документом для списания ГСМ является путевой лист по типовой форме *(15) либо по самостоятельно разработанной и утвержденной форме, содержащей обязательные реквизиты *(16).

А. Кафтанников, руководитель департамента налоговой безопасности аудиторской компании «Аудит-Классик», налоговый консультант Экспертиза статьи: И. Нечитайло, начальник отдела налогового консультирования компании UHY «Янс-Аудит»

«Актуальная бухгалтерия», N 9, сентябрь 2013 г.


*(1) распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23- , (далее — Методические рекомендации)
*(2) письма Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12
*(3) подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ *
(4) подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ
*(5) письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67
*(6) письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57
*(7) пост. ФАС ЗСО от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008
*(8) письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640
*(9) письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308, от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268
*(10) п. 3 Методических рекомендаций
*(11) подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; пост. Правительства РФ от 08.02.2002 N 92
*(12) ст. 4 НК РФ
*(13) пост. ФАС ЗСО от 05.04.2012 N Ф04-995/12 (определением ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС ЦО от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС МО от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07
*(14) письма Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12 *(15) утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 *(16) приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152