«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Ликвидируем часть объекта основных средств

Ликвидируем часть объекта основных средств
Сумму недоначисленной амортизации по объектам основных средств, подлежащих частичной ликвидации, при линейной амортизации можно включить в состав внереализационных расходов. При нелинейном методе списать суммы единовременно не получится. Недавно все эти вопросы чиновники подробно разъяснили.

Частичная ликвидация означает выбытие части основного средства из его состава. Основное средство не потеряет своих свойств при выбытии какой-то его части, если оно представляет собой комплекс конструктивно сочлененных предметов*(1). Это могут быть здание, станок, автомобиль, компьютер и другие аналогичные объекты.

Не полное выбытие основного средства, а изъятие его части возможно, если:
— его разборка не влияет на экономическую целесообразность использования;
— разборка не мешает его использовать по прямому первоначальному назначению;
— функциональное назначение выбывающей части не является неотъемлемой частью;
— объект продолжает функционировать как единый обособленный комплекс.

Отметим, что при бухгалтерской квалификации факта хозяйственной жизни частичную ликвидацию основного средства следует отличать от выбытия его части по причине ремонта или реконструкции (модернизации).
При ремонте имущества пришедшая при эксплуатации в негодность часть заменяется на новую — такую же.

Бухгалтерская жизнь основного средства после ремонта не меняется, так же как и его остаточная стоимость, амортизация продолжает начисляться в текущем порядке. Стоимость старой запчасти относят на текущие расходы, а новая продолжает функционировать в составе основного средства.

При реконструкции (модернизации) выбывающая часть заменяется на новую, не похожую на старую. Она имеет принципиально новые характеристики, которые улучшают эксплуатацию основного средства, придают ему новые свойства*(2). И остаточная стоимость основного средства, как правило, увеличивается. Амортизацию начисляют с учетом изменившейся стоимости и срока полезного использования.

При частичной ликвидации выбывающая часть основного средства ничем не заменяется.

Происходит это при невостребованности использования такой части в комплексе конкретного объекта и в определенных условиях эксплуатации. Например, демонтировано неиспользуемое крыльцо здания, сняты узлы и детали станка, в которых нет необходимости, или от компьютера отключили неиспользуемую веб-камеру.
При частичной ликвидации основного средства детали, узлы, агрегаты и другие предметы или материалы могут использоваться в дальнейшей хозяйственной жизни компании, если они пригодны. В этом случае бухгалтеру следует принять их к учету и отразить доход по текущей рыночной стоимости полученных объектов учета*(3).

Документальное оформление частичной ликвидации

Для документального оформления частичной ликвидации сотрудники финансового ведомства рекомендуют создать комиссию. Ее назначают приказом руководителя организации. В состав комиссии должны входить компетентные специалисты, главный бухгалтер и работники, отвечающие в компании за сохранность основных средств.

В ходе публичных консультаций налоговики настоятельно рекомендуют включать в состав комиссии технических специалистов, на знания которых можно опереться как бухгалтеру, так и проверяющему налоговому инспектору. Роль главного бухгалтера, на наш взгляд, в оценке состояния основного средства не является решающей и сводится к контролю за оформлением документов. Главный бухгалтер также может оценить экономическую целесообразность эксплуатации основного средства после выбытия его части, но даже в этом случае ему понадобится совет технического эксперта. Работники, ответственные за хранение основного средства, не обязательно должны быть материально ответственными лицами. Перечень работ и категорий сотрудников утверждается Правительством РФ. Руководитель по согласованию с главным бухгалтером в рамках системы внутреннего контроля может назначить ответственных лиц из числа работников фирмы, следящих за обеспечением надлежащих условий хранения, предоставлением информации о внутреннем перемещении и изменении состояния основного средства. Достаточно издать приказ или распоряжение. Положение о порядке учета основных средств, утвержденное руководителем, также может определять ответственность работника в рамках его служебных обязанностей.

В компетенцию комиссии входит:

— осмотр объекта, подлежащего списанию;
— использование необходимой технической документации для оценки технических возможностей выбытия части основного средства;
— использование данных бухгалтерского учета для оценки экономической целесообразности списания части основного средства и его дальнейшей эксплуатации;
— определение доли ликвидируемой части основного средства в процентном отношении к стоимости амортизируемого объекта;
— установление причин списания основного средства;
— возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего основного средства и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
— составление акта на списание части объекта.

В акте указываются следующие сведения:

— дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
— год изготовления, время ввода в эксплуатацию;
— срок полезного использования;
— первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
— проведенные переоценки, ремонты;
— причины выбытия с их обоснованием;
— состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов;
— доля ликвидируемой части основного средства в процентном и денежном выражении.

Акт на списание объекта основных средств утверждает руководитель фирмы.
Для оформления частичной ликвидации основного средства унифицированного первичного документа нет. По нашему мнению для документального оформления этой операции можно применять акт о списании объекта основных средств (форма N ОС-4форма N ОС-4 , КС-10КС-10 — для зданий).

Недоначисленная амортизация

Недавно чиновники финансового ведомства разъяснили порядок отражения в налоговом учете расходов на амортизацию основных средств при частичной ликвидации*(4).

Суть ответа сводится к следующему:
— при линейном методе сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части основного средства включается в состав внереализационных расходов как другие обоснованные расходы*(5);
— при нелинейном методе списания объекта компания не может единовременно учесть остаточную стоимость ликвидируемой части в составе расходов. Стоимость объекта будет продолжать амортизироваться в составе суммарного баланса той амортизационной группы, в которую входил объект*(6).

Дополнительные расходы на ликвидацию

В ходе ликвидации имущества могут возникнуть расходы, связанные с демонтажем, разборкой, погрузкой, экспертной оценкой и другие. Указанные расходы не увеличивают стоимость основного средства, а включаются в состав внереализационных расходов, так же как недоначисленная амортизация*(7).

Объясняется это тем, что основное средство продолжает эксплуатироваться, а выбывает только его часть.
Напомним, что по общему правилу при выбытии основных средств дополнительные расходы учитываются как внереализационные расходы на ликвидацию*(8).

Первоначальную стоимость основного средства можно увеличить на сумму дополнительных расходов только в случае приобретения или создания амортизируемого имущества, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. Перечень ситуаций, при которых увеличивается первоначальная стоимость, приведен в пункте 5 статьи 270пункте 5 статьи 270 Налогового кодекса и является закрытым. Факт частичной ликвидации основного средства в перечне не указан.

Таким образом, в налоговом законодательстве при частичной ликвидации предусмотрен только один вариант учета дополнительных расходов, а именно в составе внереализационных расходов как другие обоснованные расходы.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете частичная ликвидация является одним из частных случаев выбытия основных средств и отражается в учете в общем порядке по счету 01счету 01 «Основные средства» с использованием субсчета 01 «Выбытие основных средств». Амортизацию учитывают по счету 02счету 02 . Расходы в сумме недоначисленной амортизации отражают как прочие расходы по счету 91-2счету 91-2 .

Пример
Первоначальная стоимость станка 600 000 руб., начисленная амортизация — 400 000 руб., остаточная стоимость — 200 000 руб. Согласно заключению комиссии доля ликвидируемой части основного средства составила 10%. С учетом доли первоначальная стоимость ликвидируемой части — 60 000 руб., остаточная стоимость — 20 000 руб., начисленная амортизация — 40 000 руб.

Дебет 0101 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01-01
— 60 000 руб. — отражено выбытие ликвидируемой части;
Дебет 02-0102-01 Кредит 0101 субсчет «Выбытие основных средств»
— 40 000 руб. — отражено списание амортизации ликвидируемой части;
Дебет 91-0291-02 Кредит 0101 субсчет «Выбытие основных средств»
— 20 000 руб. — списана на расходы остаточная стоимость ликвидируемой части.

Амортизация, относящаяся к части основного средства, оставшейся в эксплуатации, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете начисляется по нормам, определенным до момента частичной ликвидации. Моментом частичной ликвидации может считаться дата утверждения руководителем акта о выбытии части основного средства.

При линейном методе начисления амортизации сумма ежемесячных расходов на амортизацию по оставшейся части основного средства уменьшится пропорционально доле частичной ликвидации, определенной комиссией.
Это правило справедливо как для бухгалтерского, так и для налогового учета.
Начисление амортизации по объекту основных средств следует производить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения его частичной ликвидации, до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с учета.

При нелинейном методе начисления амортизации сумма ежемесячных расходов на амортизацию в налоговом учете не поменяется. Стоимость объекта в полной сумме (включая ликвидированную часть) будет продолжать амортизироваться в составе суммарного баланса той амортизационной группы, в которую входил этот объект до ликвидации его части*(9).

Если стоимость оставшейся части не превышает 40 000 рублей, начисление амортизации по такому объекту производится в бухгалтерском и налоговом учете до полного списания его стоимости на расходы. Правила учета не предусматривают оснований для последующей переквалификации уже оприходованных активов. Если актив приняли к бухучету как основное средство, его нужно продолжать учитывать в таком же качестве до окончания эксплуатации*(10).

Отметим ситуацию, связанную с амортизационной премией, учтенной при приобретении основного средства. На наш взгляд, ее не нужно восстанавливать. Налоговый кодексНалоговый кодекс предписывает восстановить ее только в случае, если основное средство реализовано ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию*(11). Но в данном случае реализации не происходит. Эту позицию подтверждают и сотрудники финансового ведомства*(12).

Л. Потемкина,
эксперт-методолог аутсорсингового подразделения компании BDO

«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2012 г.


*(1) п. 6п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказомприказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
*(2) п. 2 ст. 157п. 2 ст. 157 НК РФ
*(3) пп. 8пп. 8 , 1313 , 20 ст. 25020 ст. 250 НК РФ
*(4) письмописьмо Минфина России от 03.08.2012 N 03-03-06/1/378
*(5) подп. 20 п. 1 ст. 265подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ
*(6) п. 13 ст. 259.2п. 13 ст. 259.2 НК РФ
*(7) подп. 20 п. 1 ст. 265подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ
*(8) подп. 8 п. 1 ст. 265подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ
*(9) п. 13 ст. 259.2п. 13 ст. 259.2 НК РФ
*(10) письмописьмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/1/229
*(11) п. 9 ст. 258п. 9 ст. 258 НК РФ
*(12) письмописьмо Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169