СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
![]() ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ![]() |
Учет затрат на покупку допоборудования авто
![]() Учет затрат на покупку допоборудования авто
Нередко возникает потребность в оснащении автомобиля дополнительным оборудованием (сигнализация, парктроники, GPS-навигация). Рассмотрим возможные способы учета затрат на покупку допоборудования в бюджетных и автономных учреждениях.
Если учреждение приобретает автомобиль, на котором уже установлено дополнительное оборудование, то с его учетом, как правило, проблем не возникает. Затраты на его покупку включают в стоимость машины. Тем более что они обычно не выделяются в документах, связанных с такой покупкой, отдельно. Данные расходы можно классифицировать как «иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства»*(1). Если допоборудование покупается после ввода машины в эксплуатацию, есть несколько вариантов его учета. Первый — в качестве затрат на дооборудование транспорта. В таком случае все расходы на приобретение дополнительных систем для машины увеличивают ее первоначальную стоимость. В дальнейшем их включают в расходы учреждения через начисление амортизации. Второй способ учета допоборудования — в качестве отдельного объекта основных средств. Изначально оно является не отдельным объектом ОС, а частью машины. Однако если сроки полезного использования самого ОС и его отдельной части существенно различаются (например, они входят в разные амортизационные группы), то последняя может быть учтена в составе отдельного инвентарного объекта. В этом случае если стоимость такого допоборудования не превысит 40 000 рублей, то амортизацию по нему начисляют в размере 100 процентов от его первоначальной стоимости. Пример Расходы на покупку транспорта отражены записями: Дебет 2 106 21 310 Кредит 2 302 31 730 Ситуация 2 В связи с тем, что автомобиль и сигнализация учтены в разных амортизационных группах, сигнализационное оборудование отражено в качестве самостоятельного объекта основных средств. Операции по его приобретению отражены записями: Мнение Есть различные субъективные подходы к вопросу организации учета дополнительного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства как до формирования их первоначальной стоимости, так и в ходе эксплуатации. Как правило, специалисты предлагают учитывать такое оборудование в составе единого объекта транспортных средств. Однако нередко встречается точка зрения, согласно которой дополнительное оборудование может учитываться в качестве самостоятельных объектов (см., напр., постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007). Подобная ситуация обусловлена различием в трактовках таких «опорных» терминов, как «самостоятельность объекта», «конструктивно-сочлененный объект», «обособленный комплекс», а также различными техническими характеристиками конкретных транспортных средств. Учитывая вышеизложенное, считаем наиболее оправданным с методологической точки зрения подход, основанный на следующих принципах: — формирование наиболее полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; Руководствуясь данными принципами, представляется возможным сформулировать следующее правило: если установка дополнительного оборудования и проведение прочих работ (по улучшению шумоизоляции, антикоррозийной обработке) связаны с доведением характеристик объекта до параметров, изначально предусматриваемых при принятии решения о приобретении транспортного средства, то все связанные с подобными работами расходы могут быть учтены при формировании первоначальной стоимости такого объекта. Приведенный выше порядок формирования первоначальной стоимости основных средств желательно закрепить в учетной политике организации.
«Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2013 г.
*(1) п. 47 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н |