Указываем в документах новый адрес организации
Указываем в документах новый адрес организации
Местом нахождения организации является адрес ее государственной регистрации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц*(1).
С даты внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения этой организации и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения*(2). Начиная с этой же даты внесенные в ЕГРЮЛ изменения приобретают силу для третьих лиц*(3).
Следовательно, при изменении места нахождения организации новый адрес в документах ей нужно указывать с даты государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц соответствующих изменений в учредительных документах.
Напомним, что по закону на госрегистрацию отводится не более пяти рабочих дней, считая с даты представления необходимых для ее проведения документов в регистрирующий (налоговый) орган*(4). На следующий рабочий день после даты регистрации налоговая обязана выдать или направить заявителю одним из указанных им способов свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ*(5). Если способ получения не указан, документ будет отправлен по почтовому адресу заявителя.
Фактически свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ организация может получить какое-то время спустя после даты регистрации.
Суды учитывают это обстоятельство. Например, как отметил Федеральный арбитражный суд Центрального округа в одном из своих постановлений *(6), потенциально процедуры снятия и постановки на учет могут осуществляться в течение нескольких дней. При этом, по мнению суда, общество, оформляя счета-фактуры и товарные накладные с указанием своего прежнего юридического адреса, тем самым не допускало существенных нарушений, которые бы исключили возможность воспользоваться правом на налоговый вычет по НДС, а также отразить расходы по налогу на прибыль его покупателю.
Те арбитражные суды, которые признавали расходы в целях налога на прибыль на основании документов, содержащих неточные сведения (в том числе относительно места нахождения контрагента), так или иначе опирались на позицию Пленума ВАС РФ*(7), полагая, что налогоплательщик правомерно учел указанные в этих документах расходы, поскольку последние имеют реальный характер.
Что касается ошибок в адресных полях счетов-фактур, по мнению Минфина России*(8), они не влияют на возможность идентифицировать продавца (покупателя), а следовательно, не препятствуют вычету НДС*(9). Правда, далее в разъяснениях следует оговорка: в случае правильного указания в этом счете-фактуре ИНН продавца (покупателя).
Аналогичную точку зрения высказывают и суды*(10). В том числе и в ситуации, когда, например, во всех представленных для проверки счетах-фактурах значился новый адрес общества, а на момент их выставления соответствующие изменения в учредительных документах зарегистрированы не были. По мнению суда*(11), указание в счетах-фактурах нового адреса (который, подчеркнем, на этот момент являлся фактическим адресом) не препятствовало налоговой инспекции идентифицировать общество.
А если ошибки не являются основанием для отказа в вычете НДС, исправлять ранее выставленные счета-фактуры не нужно*(12).
С учетом имеющейся арбитражной практики, у покупателя есть шансы отстоять в суде право на вычет НДС, а также учесть расходы по налогу на прибыль, если в документах продавца, выставленных им с даты подачи заявления в ЕГРЮЛ до даты внесения изменений о месте его нахождения в соответствующем реестре, указывался новый адрес. (Или, наоборот, если продавец до момента фактического получения сведений от налоговой указывал в документах прежний адрес.)
Однако, поскольку претензии со стороны налоговой инспекции не исключены, может оказаться целесообразно в отдельные документы, выставленные и полученные после даты внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие прежний адрес, внести исправления и указать в них новый адрес.
Смена адреса в связи с присоединением территорий к г. Москве
В июле 2012 года многие организации столкнулись с необходимостью внесения изменений в устав в связи с «принудительным» изменением адреса места нахождения. Речь идет о тех организациях, местом нахождения которых является территория, присоединенная к г. Москве. Равным образом затронул этот вопрос и тех юридических лиц, которые зарегистрированы на другой территории, но имеют обособленные подразделения, расположенные на присоединенных землях.
По итогам изменения границ г. Москвы и Московской области налогоплательщики, местом деятельности которых являлась присоединяемая территория, были поставлены на учет во вновь созданной Межрайонной инспекции ФНС России N 51 по г. Москве. Как собственно процедура постановки на учет, так и направление новых свидетельств о постановке на налоговый учет и уведомлений (для обособленных подразделений) были проведены в автоматизированном режиме на основании сведений, полученных от прежнего налогового органа, и без непосредственного участия плательщиков налогов.
В этой связи после 1 июля 2012 года сложилась ситуация, когда значительное число организаций, зарегистрированных на территории, присоединенной к г. Москве, получили подтверждающий документ о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменении адреса местонахождения без предварительного внесения соответствующих изменений в устав.
В конце декабря 2012 года Минфин России в ответе на частный запрос наконец дал разъяснения по вопросу определения момента времени, с которого таким организациям следует руководствоваться новым юридическим адресом. Финансовое ведомство пришло к выводу, что в целях оформления первичных и иных документов им следует ориентироваться на 1 июля 2012 года как дату утверждения изменения границ субъектов РФ*(13). Именно этой датой вносились изменения в ЕГРЮЛ в части адреса налогоплательщиков на присоединенной территории.
Такой вывод означает, что вне зависимости от того, когда были зарегистрированы в установленном порядке*(14) изменения в устав в части адреса места нахождения, налогоплательщик, по мнению контролирующего органа, должен придерживаться даты, указанной на новом свидетельстве о постановке на учет (или уведомлении о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения), выданном МИ ФНС России N 51 по г. Москве. Как мы уже сказали, эта дата соответствует дате внесения изменений в ЕГРЮЛ.
На наш взгляд, подход, предложенный Минфином России, в данном случае является оправданным, так как соответствует вступившему в силу с 1 июля 2012 года дополнению (пункт 10.1) в статью 33 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
Итак, при изменении границ г. Москвы и Московской области изменение адресов было произведено без участия собственников объектов недвижимого имущества, и новые свидетельства (уведомления) о постановке на налоговый учет были выданы на основании уже измененных адресов. Следовательно, прежние адреса вне зависимости от факта регистрации изменений в устав по заявлению организаций-налогоплательщиков не могли использоваться, поскольку уже являлись несуществующими.
Отметим, что приведенный порядок оформления документов налогового и бухгалтерского учета будет соответствовать и пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса.
В связи с изложенным представляется, что использование прежних адресов в счетах-фактурах и первичных учетных документах после официальной даты внесения изменений в ЕГРЮЛ, указанной в соответствующем свидетельстве (уведомлении), может быть расценено налоговиками как дефект, служащий достаточным основанием для отказа в подтверждении права на вычет по НДС и (или) признание расходов по налогу на прибыль у покупателя товаров (работ, услуг).
Этот риск представляется минимальным, поскольку собственно адрес нахождения в данном случае не изменяется, а лишь, по сути, корректируется в части субъекта РФ. Однако полностью исключить его нельзя. При этом вполне возможно, что особенное внимание данному аргументу налоговики могут уделить в том случае, если этот адрес (адрес государственной регистрации) не будет соответствовать фактическому адресу места нахождения организации или обособленного подразделения, от которого оформляется тот или иной документ.
старший юрисконсульт
компании «ФБК-Право»
«Актуальная бухгалтерия», N 4, апрель 2013 г.
*(1) п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее — Закон N 129-ФЗ)
*(2) п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, пп. 3.6.1, 3.6.3 Порядка, утв. приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, абз. 2, 3 п. 4 Правил, утв. пост. Правительства РФ от 26.02.2004 N 110, п. 11 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309
*(3) п. 3 ст. 52 ГК РФ
*(4) п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ
*(5) п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ
*(6) пост. ФАС ЦО от 03.03.2009 N А54-4143/2007С5
*(7) п. 10 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10 2006 N 53
*(8) письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-07-09/41, от 07.06.2010 N 03-07-09/36
*(9) п. 2 ст. 169 НК РФ
*(10) пост. ФАС МО от 14.12.2011 N Ф05-12768/2011
*(11) пост. ФАС МО от 08.06.2010 N Ф05-4982/2010
*(12) п. 7 Правил, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137
*(13) п. 1 пост. Совета Федерации РФ от 27.12.2011 N 560-СФ
*(14) ст. 17, 18 Закона N 129-ФЗ
Еще статьи из этого раздела
- Дистанционная продажа лекарств vs традиционные аптеки
- Госпрограмма «Доступная среда»: текущие итоги реализации
- Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой
- C сегодняшнего дня собственники квартир получили право заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями
- Законодательное регулирование криптовалюты: каким оно может быть?