«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Изменения в бухучете и налогах

Изменения в бухучете и налогах
Очередной Всероссийский спутниковый онлайн-семинар компании «Гарант» был посвящен изменениям в Налоговом кодексе и бухучете, вступившим в силу с 1 января 2013 года. Мероприятие провела Ольга Анатольевна Шаркаева, аттестованный консультант по налогам и сборам, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель ИПБ России, ведущий специалист консалтинговой компании, к.э.н.

В рамках мероприятия лектор подробно рассказал об основных положениях нового закона о бухгалтерском учете*(1), указал положения, на которые стоит обратить особое внимание, ознакомил слушателей с последними комментариями к законодательным актам и разъяснениям Минфина России в отношении нового закона. Также особое внимание было уделено и налоговому учету. Ольга Анатольевна рассказала об основных изменениях в части исчисления налога на прибыль и налога на имущество организаций с 2013 года. Не прошел незамеченным и Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»*(2).

Во второй части мероприятия Ольга Анатольевна ответила на практические вопросы участников онлайн-семинара.

Лизинговая компания приобрела станок в 2012 году и провела монтажные работы. Имущество принято к учету и передано лизингодателю в январе 2013 года. Является ли станок объектом обложения налога на имущество?

Для того чтобы определить, облагается ли данное имущество налогом, нужно прежде всего понять, к какой категории оно относится: движимому или недвижимому имуществу. Если для станка требуется специальный фундамент, «связка с землей», подвод различных коммуникаций, то тогда, в соответствии с Гражданским кодексом *(3), он относится к объектам недвижимого имущества и облагается налогом. В обратном случае станок признается движимым имуществом, а поскольку он был принят к учету уже в 2013 году, то в соответствии с законодательством *(4) налогом на имущество он не облагается.

Какую ответственность несет главный бухгалтер за проведение в учете мнимой сделки? Как главный бухгалтер может понять, что сделка является мнимой, если все документы в порядке? Кто несет ответственность за проведение такой сделки: главный бухгалтер лично или организация?
В соответствии со статьей 19 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект должен организовать систему внутреннего контроля, дабы не допустить заключения такого рода сделки. В настоящее время нет четких критериев, по которым бухгалтер может распознать, является ли сделка мнимой или нет. Однако в ближайшее время следует ожидать таких разъяснений. Напомню, что если сделку признают мнимой, то это может привести к доначислению налогов. Что же касается ответственности за ведение бухгалтерского учета, то ее несет лицо, которое ведет тот или иной регистр бухгалтерского учета. Какой-либо особой статьи, предусматривающей ответственность за оформление мнимых сделок, на настоящий момент не предусмотрено, поэтому контролирующие органы будут пользоваться статьей 15.11 Кодекса об административных правонарушениях.

Примечание. За проведение в учете мнимой сделки несет ответственность тот, кто ведет регистры бухгалтерского учета.

Как правильно вносить изменения в учетную политику, связанные с введением Закона N 402-ФЗ?

Прежде всего стоит определить, какие изменения планируется вносить в учетную политику. Если речь идет о новом порядке проведения инвентаризации, то необходимо составить дополнение к учетной политике. Что же касается введения новых форм документов, то они утверждаются приказом директора по предоставлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Причем такие приказы директор может издавать в течение всего года, в зависимости от того, когда будет необходимо вводить ту или иную форму.

Какие документы бухгалтерского учета являются конфиденциальной информацией?

Все документы бухгалтерского учета, формирующие бухгалтерскую отчетность, не могут являться конфиденциальной информацией. Сама же бухгалтерская отчетность не является конфиденциальной для заинтересованных пользователей. К таким пользователям относятся учредители, банки, инвесторы и т.д. К конфиденциальной информации могут, например, относиться документы, связанные с государственной тайной.

Организация взяла оборудование в аренду и провела монтажные и пуско-наладочные работы, после чего сдала его в субаренду. Как отражаются такие затраты в бухгалтерском и налоговом учете?

Основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости, которая формируется исходя из фактических затрат на его создание, приобретение и т.д. Если оборудование было приобретено, затем монтаж и пуско-наладочные работы, и только после этого был признан объект основных средств, то все такие расходы будут формировать первоначальную стоимость. Таким образом, расходы на монтаж и пусконаладочные работы будут признаваться в бухгалтерском и налоговом учете через амортизацию.

В 2012 году организация приобрела оборудование и учла его на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Введено в эксплуатацию оно было только в 2013 году. Включается ли такое оборудование в налоговую базу по налогу на имущество в 2012 году?
Все зависит от того, когда объект признается основным средством в соответствии с Положением по бухучету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)*(5). Ведь основным критерием для включения в базу по налогу на имущество организаций является принятие объекта к учету в качестве основного средства, а не ввод в эксплуатацию.

Примечание. Оборудование включают в базу по налогу на имущество организаций на момент принятия его к учету в качестве ОС.

Организация планирует принять на работу сотрудника, основными обязанностями которого будут поиск клиентов и расширение клиентской базы. Основное условие работы — командировки, в том числе и заграничные. Система оплаты труда — процент от заключенного договора. Обязательно ли принимать такого сотрудника в штат или можно заключить с ним гражданско-правовой договор, согласно которому выплачивается процент от сделки и возмещаются командировочные расходы?
Прежде всего стоит учесть, что в командировку можно отправить только штатного работника организации. При этом штатному работнику в обязательном порядке устанавливается оклад не ниже федерального показателя МРОТ (на 2013 г. — 5205 руб.). Если же организация заключает гражданско-правовой договор, то следует учесть следующие нюансы*(6): расходы на «командировку» должны включаться в общую стоимость договора либо прописываться как компенсация расходов, связанных с исполнением условий договора.

Примечание. Внештатного работника нельзя отправить в командировку.
Подготовила
Е. Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

«Актуальная бухгалтерия», N 4, апрель 2013 г.


*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ)
*(2) Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ
*(3) ст. 130 ГК РФ
*(4) Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ
*(5) утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
*(6) необходимо обязательно указать, что является предметом договора