Вопрос:
Организацией была допущена ошибка в КБК при платеже в налоговый орган по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Ошибка была допущена при перечислении страховых взносов 2017 года. При этом был указан КБК, действовавший до 01.01.2017. Иных ошибок в платежном поручении не было. Правомерно ли начисление пени и штрафа в данной ситуации?
Ответ:Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исходя из положений НК РФ, ошибочное указание КБК в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной. В этой связи применение к плательщику взносов ответственности, предусмотренной НК РФ, неправомерно.
Обоснование вывода:
В настоящее время порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется соответствующими нормами НК РФ.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ начиная с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Начиная с этой даты платежные поручения на уплату страховых взносов необходимо заполнять по-новому. В частности, первые три знака значения КБК, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, должны принимать значение «182» — Федеральная налоговая служба (смотрите информацию ФНС России от 23.12.2016).
На основании пп. 1 п. 3 ст. 45, п. 9 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им взносов за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неверного указания в платежном поручении:
— номера счета Федерального казначейства;
— наименования банка получателя.
Данные ошибки приводят к тому, что плательщик признается не исполнившим обязанность по уплате страховых взносов, что может повлечь начисление пеней и применение ответственности по ст. 122 НК РФ.
КБК — понятие, определяемое бюджетным законодательством. Так, в соответствии с п. 1 ст. 18 БК РФ бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
По мнению финансового ведомства, КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа (письмо Минфина России от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145).
Однако из буквального прочтения п. 4 ст. 45 НК РФ можно сделать вывод, что ошибочное указание КБК в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной. Поэтому применение к плательщику взносов ответственности, предусмотренной НК РФ, неправомерно. Те же выводы сделаны в письме ФНС России от 10.10.2016 N СА-4-7/19125 по вопросу уточнения налоговых платежей при ошибочном указании кода бюджетной квалификации другого налога.
Разъяснениями уполномоченных органов применительно к рассматриваемой ситуации мы не располагаем. Вместе с тем в письме Минфина России от 20.07.2017 N 03-02-07/1/46270 сказано, что в случае совершения ошибки в оформлении поручения на перечисление налога уточнение платежа осуществляется в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ. Из письма также следует, что, поскольку при совершении такого рода ошибки налог считается уплаченным, организация не совершила налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ.
Соответственно, ваша организация не может быть привлечена к ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) (ст. 122 НК РФ).
Что касается арбитражной практики, то на основании соответствующих положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» судьи в ряде случаев приходили к выводу о том, что указание неверного КБК в платежных поручениях на перечисление страховых взносов не приводит к признанию их неуплаченными (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 20.12.2017 N Ф09-7392/17 по делу N А60-79/2017, Седьмого ААС от 05.05.2017 N 07АП-2287/17, Восьмого ААС от 14.03.2017 N 08АП-15599/16, Пятнадцатого ААС от 10.01.2017 N 15АП-19331/16).
В то же время необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 14 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н) поступления по расчетным документам, в которых в том числе значения КБК не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ или не указаны, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям.
По нашему мнению, данное обстоятельство может привести к несвоевременному отражению поступлений в карточке расчетов с бюджетом и, соответственно, налоговый орган может попытаться привлечь организацию к ответственности.
В такой ситуации организация в общем случае вправе в порядке п.п. 7, 9 ст. 45 НК РФ подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату страховых взносов и их перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (письмо ФНС России от 11.12.2017 N ЗН-2-22/1643@). В вашем случае уточнению подлежит КБК.
На основании заявления организации и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также страховым взносам (как в рассматриваемой ситуации), если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты страховых взносов в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет плательщика страховых взносов в течение пяти дней после принятия данного решения*(1).
Подобные выводы сделаны в отношении страховых взносов в письме ФНС России от 06.06.2017 N ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158, где подтверждено, что налоговый орган осуществляет перерасчет начисленных пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа (смотрите также письма Минфина России от 11.12.2017 N 03-05-04-01/82413, от 01.12.2017 N 03-02-08/79774). Следовательно, при условии уточнения платежа (в нашем случае части КБК) ответственность в виде начисления пеней также не наступает.
Вместе с тем на основании абзаца 2 п. 9 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов налоговым органом не производится, в случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок действий налогового органа в случае уточнения платежа в части КБК по страховым взносам с учетом нормы п. 9 ст. 45 НК РФ разъяснен в письме ФНС России от 15.06.2017 N ЗН-4-22/11334. Сообщено, что при ежемесячной выгрузке в отделения ПФР сведений по страховым взносам для целей ведения персонифицированного учета сумма уплаченных страховых взносов не может превышать начисленную сумму по страховым взносам. В случае, если сведения об уплаченной сумме выгружены налоговыми органами в отделения ПФР, уточнение реквизитов в платежном документе в соответствии с п. 9 ст. 45 Кодекса налоговый орган не производит. Например, плательщиком начислено по страховым взносам — 100 руб., уплата произведена на 100 руб. Таким образом, в информационном ресурсе, выгружаемом в ПФР, сведения об уплате страховых взносов по плательщику учтены в полном объеме. Произвести мероприятия по уточнению реквизитов в платежных документах невозможно.
В приведенных выше судебных решениях было сказано, что ошибка в КБК не может быть признана основанием для непризнания исполненной обязанности общества по уплате страховых взносов, поскольку, несмотря на неверное указание в платежном документе КБК, денежные средства поступили на единый счет ПФР в Федеральном казначействе, которое выполняет функции единого администратора поступлений. При правильном указании в платежном документе назначения платежа, счета администратора и его наименования сам по себе факт неправильного указания КБК не свидетельствует о непоступлении платежа единому администратору, платеж в любом случае поступил управлению, которое не только могло определить назначение платежа, но и в силу статьи 160.1 БК РФ имело возможность самостоятельно распределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов.
Таким образом, как следует из письма и не противоречит сказанному в судебных решениях, даже в случае ошибочного указания КБК возможна ситуация, когда в информационном ресурсе, выгружаемом в ПФР, сведения об уплате страховых взносов по плательщику учтены в полном объеме. Поэтому неуплаты страховых взносов не происходит, а значит, ответственность в виде штрафа по ст. 122 НК РФ, а также в виде начисления пеней (ст. 75 НК РФ) плательщику взносов не применяется. Однако плательщику взносов следует в любом случае уточнить КБК в порядке, установленном п.п. 7, 9 ст. 45 НК РФ.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Уточнение платежа по налогу и страховым взносам.
Еще статьи из этого раздела
- Удерживается ли НДФЛ с отпускных медицинским работникам, при расчете которых учитывались выплаты, предусмотренные постановлениями Правительства РФ от 12.04.2020 N 484, от 02.04.2020 N 415, а также постановлениями Кабинета министров Республики Адыгея от 16.04.2020 N 69, от 16.04.2020 N 7
- Если строительная организация заключает гражданско-правовой договор подряда с физическим лицом, имеющим статус самозанятого, то какие налоговые последствия это для нее влечет?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?