Гарант-Сервис

Звоните нам:
8-800-350-7643
Получите полный доступ бесплатно на 3 дня

Тема: Разъяснения последних ключевых новаций земельного и смежного законодательства

Программа семинара 1. Федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ 2. Федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ 3. Федеральный закон от 02.08.2019 № 267-ФЗ 4. Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ. 5. Федеральный закон от 27.12.2019 № 472-ФЗ. 6. Федеральный закон от 02.08.2019 № 283-ФЗ. 7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ. 8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 264-ФЗ. 9. Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ. 10. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ. 11. Новый статус и полномочия Росреестра с 2020 года. 12. Реальные к скорому принятию законопроекты о земле, недвижимости, сведениях ЕГРН. 13. Ответы на вопросы участников Всероссийского спутникового онлайн-семинара. Скачать раздаточный материал Спикер Мазуров Алексей Валерьевич К.ю.н., эксперт по земельному и смежному законодательству ООО \'\'Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского\'\'
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Должна ли медицинская сестра, находящаяся в штате организации, иметь лицензию на проведение медицинских предрейсовых осмотров водителей, работающих в этой же организации?
Вопрос:

Должна ли медицинская сестра, находящаяся в штате организации, иметь лицензию на проведение медицинских предрейсовых осмотров водителей, работающих в этой же организации?
Требуется ли лицензия организации для проведения предрейсовых медосмотров работников

Ответ:
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию (далее — Закон N 99-ФЗ). Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», должен иметь сертификат специалиста (смотрите также п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).

Вопрос же о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников при условии наличия у них сертификатов, на сегодняшний день остается спорным.

В силу п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) отнесены к медицинской деятельности. В свою очередь, медицинская деятельность, как было указано выше, подлежит лицензированию.

Причем законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.

Однако в настоящее время в судебной практике сформировалась позиция, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009 (1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009).

В то же время в ряде случаев суды исходят из того, что проведение предрейсовых медицинских осмотров в отсутствие соответствующей лицензии является нарушением (постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.01.2011 N Ф03-9166/2010, Уральского округа от 11.02.2010 N Ф09-370/10-С1, от 24.07.2008 N Ф09-5320/08-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 N Ф08-1326/07-564А, от 25.04.2007 N Ф08-2076/2007-853А, от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А).

Таким образом, по нашему мнению, в силу того, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров не является основной деятельностью организации, она может проводить предрейсовые осмотры силами собственных медицинских работников, имеющих необходимые сертификаты, при условии, что осмотры будут проводиться только в отношении собственных сотрудников. Однако ввиду неоднозначности позиции судебных органов нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.