«Гарант-Сервис» г. Киров
Информационно-правовое обеспечение Кировской области

Вопрос:

Работнице был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до 3-х лет. Заявления на выплату ежемесячной компенсационной выплаты в размере 57,50 руб. работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, она не подавала, поэтому компенсация не выплачивалась. Трудовая инспекция при проверке обязала организацию выплатить данную компенсацию.
Правомерны ли действия трудовой инспекции? Обязана ли организация выплачивать компенсационную выплату без заявления сотрудника?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация не обязана выплачивать работнику данную компенсационную выплату в отсутствие его заявления. В данном случае действия трудовой инспекции не соответствуют законодательству, она была не вправе выносить указанное предписание.

Обоснование вывода:
Ежемесячная компенсационная выплата женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 (далее — Указ). Согласно п. 1 Указа матерям, состоящим в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, производятся ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей. Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан был утвержден постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 (далее — Порядок). Согласно п. 12 Порядка для получения ежемесячных компенсационных выплат работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, должна подать своему работодателю заявление об их назначении. К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Поскольку в рассматриваемом случае заявление о назначении компенсационной выплаты работница не подавала, работодатель не имел права по своей инициативе назначать и выплачивать ей ежемесячную компенсационную выплату (смотрите также решение Астраханского областного суда от 21.03.2014 N 7-108/2014).

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В силу абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), рассматриваются в рамках ст. 381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.03.2014 N 47-КГ14-1, апелляционные определения Московского городского суда от 20.03.2014 N 33-3061/14, от 04.12.2012 N 11-29744/12, от 14.05.2014 N 33-11206/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.05.2012 по делу N 33-734/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 02.12.2013 по делу N 33-6116/2013). В данном случае вопрос о правомерности невыплаты работнику ежемесячной компенсационной выплаты должен быть квалифицирован как трудовой. По указанной причине действия трудовой инспекции не соответствуют законодательству.

В заключение отметим, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска; при обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат (п. 15 Порядка). Таким образом, организация при соблюдении указанных сроков вправе выплатить работнику данную компенсационную выплату за соответствующий период в случае подачи заявления работником.

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг



Еще статьи из этого раздела