Гарант-Сервис

Звоните нам:
8-800-350-7643
Получите полный доступ бесплатно на 3 дня
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Может ли быть выплачен средний заработок за третий месяц после увольнения по сокращению штата пенсионеру, если он не встал на учет в службу занятости?
Вопрос:

Может ли быть выплачен средний заработок за третий месяц после увольнения по сокращению штата пенсионеру, если он не встал на учет в службу занятости?

Ответ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник-пенсионер не имеет права на получение среднего заработка за третий месяц после увольнения, если он в двухнедельный срок после увольнения не обратился в орган службы занятости.

Обоснование вывода:
Согласно части второй ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за сотрудником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Гарантии, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, установлены для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров. Иное толкование этой нормы не согласуется с принципом равенства прав и возможностей работников (часть первая ст. 2 ТК РФ), а также запретом дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). В частности, в силу части второй ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Однако, как следует из ст. 2 этого же Закона, такие граждане не считаются занятыми. При этом Закон N 1032-1 не отождествляет между собой регистрацию безработных граждан и регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы (абзац второй п. 1 ст. 3, пп. 7 п. 1 ст. 7.1-1 Закона N 1032-1). Органы службы занятости обязаны регистрировать любых граждан, в том числе и неработающих пенсионеров, для целей поиска подходящей работы (п. 1 ст. 12 Закона N 1032-1).

Кроме того, в ст. 178 ТК РФ не упоминается о необходимости признания уволенного гражданина именно безработным. Значение имеет лишь то, что бывший работник после увольнения по указанным в этой статье основаниям не смог в течение определенного времени найти работу.

Таким образом, пенсионеру, уволенному по сокращению штатов, наравне с другими работниками, оказавшимися в аналогичной ситуации, средний заработок за третий месяц после увольнения выплачивается только по решению органа службы занятости.

Комментируя общее положение ст. 178 ТК РФ о сохранении среднего заработка за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, в исключительных случаях за третий месяц трудоустройства со дня увольнения, представитель Роструда И.И. Шкловец подтвердил, что высвобождаемым пенсионерам в полном объеме предоставляются льготы и компенсации, предусмотренные ст. 178 ТК РФ для граждан, уволенных по сокращению численности или штата («Практика применения трудового законодательства», «Экономико-правовой бюллетень», N 10, октябрь 2007 г.). Специалисты Минздравсоцразвития России согласны с таким подходом (смотрите ответ Н.З. Ковязиной на вопрос: «Прочитали разъяснение в газете о том, что органы службы занятости не должны выдавать пенсионерам, уволенным по сокращению численности, справки о сохранении среднего заработка за третий месяц нетрудоустройства на основании того, что ст. 3 Закона РФ „О занятости населения в Российской Федерации“ предусматривает, что служба занятости регистрирует ищущими работу и безработными только трудоспособных граждан. Так ли это?» // «Налоговый вестник», N 12, декабрь 2006 г.).

Письмом Роструда от 27 октября 2005 г. N 1754-61, доведенным до сведения работодателей письмом Минфина России от 15 марта 2006 г. N 03-03-04/1/234, было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке части второй ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

20 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.